Инфекционисты Игорь Карпов и Юрий Горбич — о подготовке к пандемии, вакцинации и том, что нас ждет впереди

Серия 6: Кафедры инфекционных болезней БГМУ и Бел­МАПО

В ПРЕДЫДУЩЕЙ СЕРИИ («СБ» за 1.04.2021): коронавирус позволил некоторым клиникам вернуться в свой привычный рабочий темп. Даже в минской инфекционной больнице, которая дольше всех борется с пандемией, появился небольшой островок, именуемый чистой зоной. Речь о диагностическом отделении, медики которого уже несколько недель не надевают противочумный костюм и защитный щиток, прежде чем зайти к пациентам. Но вирус все равно нет-нет да и напомнит о себе коварными последствиями для организма: врачи дали им лаконичное название — постковидный синдром. С ним сейчас и пытаются сражаться.

Серия 6: Кафедры инфекционных болезней БГМУ и Бел­МАПО

Психологи убеждены, что о человеке можно сказать многое, лишь взглянув на его кабинет. Какой он у самого известного инфекциониста нашей страны?

Профессор Игорь Карпов много читает — об этом говорят десятки книг на полках. Уважает труды древнегреческого врача и философа Гиппократа — бюст занимает почетное место на рабочем столе. Чуть поодаль, в углу кабинета, в аккуратный рядок стоят бумажные и деревянные иконы — их приносят пациенты, врач относится к этому с уважением. Потому что иногда даже он, отдавший 40 лет профессии, не в силах просчитать дальнейший ход болезни. В этом случае все мы часто просим о помощи свыше.

Игорь Карпов.

В кабинете почти полная тишина, лишь настенные часы отчетливо напоминают о быстротечности времени. Его сейчас не хватает никому, особенно молодым ученым, которых наставляет опытный инфекционист. Они, как эта секундная стрелка, неумолимо спешат вперед, на бегу хватая ценные знания. Их ни в коем случае нельзя растерять.

Январь 2020-го

Новогодние праздники еще в разгаре, но инфекционисты погружены в работу: из Китая доходят сведения о некоем новом вирусе, вызывающем атипичную пневмонию. Для специалистов это не новость — точно так же в 2003-м они слышали о SARS-CoV (тяжелый острый респираторный синдром) и в 2012-м о MERS-CoV (ближневосточный респираторный синдром). Пока причин для паники нет: Юрий Горбич, заведующий профильной кафедрой в Бел­МАПО, надеется, что инфекцию удастся локализовать. Но уже спустя неделю становится понятно: новое десятилетие начнется с неприятных новостей.

* * *

Нарастающий вал сообщений из Уханя пугает: власти начинают закрывать многомиллионные города и провинции, а значит, все действительно серьезно. На вопрос, будет ли болеть кто-то, кроме Китая, инфекционисты уже почти наверняка знают ответ.

Один из вечеров профессор Карпов проводит в тишине, наедине со своими мыслями. Он рассуждает, насколько странно человечество относится к инфекциям и как любит заранее праздновать победы. А потом приходит беда и люди в ужасе от нее бегут — лучше Джованни Боккаччо это состояние безумного, сокрушительного страха не описал никто. Но долго жить в напряжении не получается: его сменяет успокоение и даже лихость. Вот почему после двух пережитых коронавирусных эпидемий мы встречаем новую без единого лекарства или хотя бы прототипа вакцины. Простит ли вселенная этот просчет и что будет дальше?..

* * *

Задача обеих кафедр — подготовить протоколы диагностики и лечения болезни, о которой пока приходится только читать. Эти документы должны стать руководством к действию для коллег из всех уголков страны. Но как их грамотно написать, чтобы никого не подвести, и откуда черпать информацию? На помощь приходят китайские медики: они без утайки делятся наработками, но сюрпризов все больше, а внятные ответы себя почти исчерпали. Одна из онлайн-конференций запомнится профессору Карпову надолго — прежде всего звучащими на ней острыми вопросами. Какие лабораторные показатели говорят о том, что человек инфицирован? На это зарубежные врачи отвечают вполне конкретно — спасибо им за это. А какие препараты помогают лучше всего? После новой реплики по ту сторону экрана воцаряется долгое молчание: средств, действующих на сам вирус, нет.
Но существуют дорогие лекарства, которые помогают справиться с его последствиями. Они, что важнее, прямо сейчас есть в арсенале наших врачей. И совсем скоро настанет время доставать эти «патроны».

Февраль 2020-го

У Игоря Александровича праздник: его ученик защитил докторскую диссертацию. Но из-за нарастающего в мире напряжения отметить это как следует не удается. Лейтмотив недолгого разговора — коронавирус и как его лечить. Тепло прощаясь, врачи пошутят, что 26 февраля может быть последним мирным днем. Правда, они пока не знают, насколько эти слова окажутся пророческими.

* * *

Профессор вместе с главврачом инфекционной больницы Николаем Юровским стоит напротив 12-го бокса, куда ночью привезли первого пациента с ковидом. Утром 28 февраля здесь уже побывали врачи, медсестры и санитарки: они не напуганы, но им страшновато — такой вывод сделал для себя Игорь Александрович, лишь заглянув в глаза коллег. И эта реакция его устраивает — сейчас главное, что медики готовы собраться и работать. Ведь все понимают: студент ­БНТУ, у которого из симптомов болезни только легкое покашливание, далеко не показатель — совсем скоро появятся те самые 15 процентов тяжелых случаев, о которых предупреждали китайские врачи. И тогда начнется не просто битва — это будет война.

Март 2020-го

Юрий Горбич и заведующий реанимацией Александр Дедков оформляют командировку в один из областных центров страны. Впервые они не знают, что увидят на месте, ясно лишь одно: ничего хорошего ждать не приходится.

Юрий Горбич.

— Тяжелые пациенты, которых мы увидели в приемном покое больницы, заставили волноваться, — позже будет вспоминать Юрий Леонидович. — Мы напряглись, но решили понаблюдать еще. Поднялись в реанимацию — ее развернули на 11 мест, хотя отделение до этого принимало только 6 человек.
Спустя несколько часов, проведенных там, я вышел, позвонил в Минск и коротко сказал: «Положение серьезное». В ответ прозвучало: «Вы остаетесь помогать».
Так суточная командировка растянулась почти на две недели. За это время медики осмотрели немало пациентов с подозрительными симптомами: многих не по одному разу. Юрия Леонидовича с каждым днем все больше поражал абсолютный героизм коллег. Он никогда не забудет врачей реанимации в противотуберкулезном диспансере! Медики понимали, какая опасная инфекция ждет по ту сторону, но так же хорошо они знали другое: пациентам больше не на кого рассчитывать.

* * *

13 часов кряду в противочумном костюме — абсолютный рекорд Юрия Горбича. В июле он побил еще один: за пять месяцев осмотрел 5000 человек, а дальше считать перестал — это стало непринципиально. После своего «турне» по стране сделал главный вывод: человек победит любую болезнь, если сам этого захочет. Когда пациент с еще нормальной сатурацией и совсем небольшой пневмонией складывает руки на груди и прощается с родными — жди беды. Но если даже на КТ 80 процентов поражения легких и кислород подается на максимум, а человек все равно борется (сам много пьет, лежит в прон-позиции, не отказывается от капельниц) — он уйдет домой на своих ногах. Так случается чаще всего, и это вселяет надежду.

Сегодня

Утром — двухчасовая лекция для студентов, чуть позже — обход пациентов, за которых в отделениях переживают больше всего. Консультации у опытных инфекционистов продолжаются по сей день, а телефон все так же может зазвонить в любое время. Вот и сейчас Игорь Александрович спешит в 6-ю больницу: в реанимации его ждет тот самый 46-летний Андрей, с которым мы познакомились в первом сезоне. За него два месяца дышал аппарат ИВЛ, несколько раз мужчина был на грани… Но выжил и потихоньку приходит в себя — о страшном периоде напоминают только въевшиеся следы от зеленки. Очень хочется верить, что пациентку, которую в областной больнице осматривает Юрий Леонидович, ждет такой же счастливый финал. Врачи за нее поборются — в этом сомнений нет.

Этим вечером

Каково это — быть народным врачом? В этой награде отражается целая жизнь — не только его, но и всех медиков страны. Больше всего инфекциониста впечатляет слово «народный» — для людей его поколения это не пустой звук. Это ответственность перед коллегами и пациентами, которые каждый день надеются на его помощь. Награду он разделяет со всеми врачами, медсестрами и санитарками: ведь они, забыв о жалости к себе, каждый день дарят людям надежду.
Пандемия научила Игоря Александровича ценить команду и профессионализм. А еще — свою семью: детей, внуков и преданного друга жену Ирэну, которая уже 40 лет принимает его таким, какой есть, — бесконечным трудоголиком и фанатом своей профессии.

У врача есть традиция: каждое десятилетие перечитывать «Войну и мир». Эта книга всегда открывается новыми смыслами — и почему он не замечал их раньше? Всему свое время. Как изумительно в одной из глав описан Николай Ростов в первой битве — совсем как врачи, еще не знающие, с чем им предстоит иметь дело. Правда, после сражения, где графу повезло не пасть от руки французов, он с лихостью носит потрепанную форму и напрочь забывает о своих переживаниях во время боя. Наши же медики о серьезности ковида забыть не имеют права, иначе печальная история повторится вновь. Но сегодня на работе относительно спокойно, значит, вечером профессор может позволить себе прочитать еще одну главу. Какие открытия его ждут на сей раз? Скоро он об этом узнает. Дома.

Блицопрос

— Не так давно в стране появились случаи инфицирования британским штаммом. Будут ли меняться протоколы диагностики и лечения?

И. Карпов: В этом пока нет необходимости: насколько нам известно, новый штамм лечится так же. Арсенал лекарств мы расширяем с особой осторожностью, потому что нащупали те самые препараты, которые реально работают. Хорошо помогают иммуноглобулины, антиковидная плазма, вещества, снимающие цитокиновый шторм, а также лекарства, которые при правильном использовании воздействуют на сам вирус. Вообще, надо сказать, что с протоколами мы не подвели: за этот год они менялись, но некритично. Например, мы сократили потребление антибиотиков, потому что их назначать стоит при бактериальной пневмонии, а не вирусной. Также выработались новые подходы к назначению гормонов.

— Когда придет третья волна?

И. Карпов: Мы немного отстаем от Западной Европы, где вторая волна началась на несколько месяцев раньше и сейчас набирает обороты третья. Могу лишь сказать, что коронавирус почти вытеснил грипп: мы его регистрируем, но в небольшом количестве. У меня возник осторожный оптимизм и появилось ощущение света в конце туннеля, когда я услышал о регистрации вакцины. Думаю, что нам нужно привить около 60 процентов населения и больше — тогда проблема коронавируса будет стоять не так остро, со временем останутся спорадические случаи (как коклюш, корь). Вирус будет циркулировать, но потеряет агрессивность — у привитых заболевание будет протекать легче.

— Есть информация, что начались заражения французским штаммом, который не определяется с помощью ПЦР. Насколько это опасно?

Ю. Горбич: Я бы сказал, что штамм не определяется наборами, которые используются во Франции. Но дело в том, что там есть не все существующие в мире тест-системы.

— Было много споров по поводу иммунной плазмы. Можно ли точно ответить на вопрос: помогает она или нет?

Ю. Горбич: Иммунная плазма помогает пациентам, которые находятся в отделении в среднетяжелом состоянии и у них нет жесткого поражения легких.

— О каких постковидных синдромах мы уже знаем?

Ю. Горбич: Их достаточно много: это и поражения центральной нервной системы, и проблемы в сердечно-сосудистой системе. Предвосхищая ваш вопрос, скажу, что различные нарушения могут возникать и у людей, которые переболели бессимптомно. Хотя если у человека в какой-то период наблюдалась «агульная млявасць i абыякавасць да жыцця» — это разве можно назвать бессимптомным течением? Не был бы так уверен.
В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ:

Игорь Карпов — заведующий кафедрой ­БГМУ, профессор, народный врач Беларуси

Юрий Горбич — заведующий кафедрой Бел­МАПО, доцент,

кандидат медицинских наук

Режиссер — Христина Глушко,  glushko@sb.by

Оператор — Алексей Вязмитинов

Сериал «Анатомия пандемии» выпускается при поддержке Министерства здравоохранения
(Продолжение следует.)

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter