В партизанах и на фронте сражались трое братьев Булойчиков. Старший не вернулся с войны…

«Сергея тяжело ранило на моих глазах...»

Есть люди, при общении с которыми ощущаешь искренность и доброжелательный интерес, получаешь заряд надежды и оптимизма. Василий Михайлович Булойчик — один из таких собеседников. С ним можно обсуждать любые темы и проблемы на равных, без эмоций и споров, с максимальной пользой для дела. Интересно было слушать его рассказы в сохранившемся родительском доме в Березино о встречах с одноклассниками в родной школе, малой родине, родителях и семье, где формировались лучшие качества личности и определялся выбор жизненной стези. Он сохранил в душе память об отце и его братьях фронтовиках и передает ее по крупицам внукам и правнукам. И ежегодно 9 Мая молодое поколение Булойчиков согревает в руках своих боевые награды дедов и прадедов.

МИХАИЛ Павлович Булойчик ушел из жизни в 95 лет, оставив десятки листов с личными записями. В годы войны вместе со старшим братом Сергеем партизанил в Теребольских лесах на территории Березинского и Кличевского районов. Затем вместе воевали в одном из стрелковых полков 139-й стрелковой дивизии. Младший брат отца Иван также прошел фронтовыми дорогами, был ранен, удостоен боевых наград. Но о вой­не мало рассказывал, считал, что не стоит вспоминать и ворошить пережитое, оставившее зазубрины на сердце и невыносимую боль. Покой находил в делах, в работе, в воспитании детей и уважении к другим. Сын Василий Михайлович рассказывает:

— Родился отец на хуторе Воловница Погостской волости. К сожалению, в памяти его родителей не сохранилась точная дата рождения. Мама называла осенние «Дзяды» перед Рождественским постом 1920 года. А 5 февраля он назвал сам при получении паспорта в 1946 году. В этот день в 1944-м на фронте был тяжело ранен, чудом остался в живых. Пятерых детей, трех мальчиков и двух девочек, воспитывали мама и дедушка Василий, в доме которого все жили. У того был земельный надел на хуторе, около 7 десятин, где и работала вся семья до вступления в колхоз.

В 1937 году окончил Каменноборскую неполную среднюю школу, вместе с ребятами трудился в колхозе «Прогресс»: пахал землю, окучивал картофель, возил сено, солому, снопы льна. 

В 1938-м поступил в Смиловичский сельхозтехникум на агрономическое отделение. Но учебу пришлось бросить: прожить на 50—60 рублей стипендии сложно, мать помочь не могла, жили бедно, а на руках еще двое младших — Анна и Иван. В декабре 1938 года Миша подался в Минск на заработки. Работал почтальоном, а в сентябре 1939-го уехал в родную Воловницу в отпуск и в Минск больше не вернулся. Председатель «Прогресса» предложил работу учетчика в канцелярии колхоза, потом отправил на учебу. В 1940 году отучился в Белыничах на курсах счетоводов, начал работать в колхозе «Прогресс». Во время осеннего призыва 1940 года на медкомиссии получил отсрочку по болезни на год. В конце апреля 1941-го Березинский райвоенкомат направил Василия в военный госпиталь в Бобруйск лечить заболевания глаз. 

ВЕРНУЛСЯ из госпиталя — через неделю началась война. Обстановка тревожная, немцы быстро продвигались к Минску. Работники Березинского райвоенкомата собирали военнообязанных и отправляли на сборные пункты, а Василию сказали идти домой и ждать вызова. Не дождался — война сама пришла в его деревню. 

К середине лета 1942 года в деревню начали заходить партизаны. Они размещались в деревнях Матевичи и Галынка Березинского района, а также на территории Кличевского района. Михаил и его брат Сергей уже поддерживали связь с некоторыми партизанами 345-го отряда, которых знали еще до войны. Любое подозрение в этом деле или донос в полицию могли закончиться трагически для всей семьи, всех жителей деревни. 

6 ноября 1943 года братьев Булойчиков, Михаила и Сергея, вместе с другими односельчанами зачислили в 346-й партизанский отряд, который действовал на территории Березинского, Кличевского и Белыничского районов. Партизаны делали завалы, перекапывали шоссе и подъезды к нему, разбирали мосты, преграждали пути передвижения гитлеровским войскам, проводили наблюдение и разведку за гарнизонами немцев и полицаев, устраивали засады, информировали население о событиях на фронтах и наступлении Красной Армии. 

ПОСЛЕ освобождения города Березино 28 июня 1944 года партизан собрали в райцентре и в первые дни июля зачислили в 185-й запасной стрелковый полк. Михаил Павлович освобождал Белосток, будучи вторым номером станкового пулемета в одной из наступающих частей. 

А после освобождения города Кнышина его зачислили во взвод разведки 718-го стрелкового Краснознаменного полка 139-й стрелковой Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова II степени Рославльской дивизии. Участвовал в боях по освобождению польских городов Новоград, Ломжа… 

Вот что записал в своих воспоминаниях Михаил Павлович Булойчик:

«…Однажды командованием полка взводу была поставлена задача — «взять языка». К этой операции мы тщательно готовились. Нашу группу в семь человек ночью переправили через реку Нарев, которая по своим размерам такая же, как наша Березина. Течение реки быстрое, берега обледеневшие. Время было морозное — конец ноября 1944 года. Переправились на лодках, высадились на нейтральной полосе. В составе группы действовали два сапера, три бойца для захвата и два разведчика, для прикрытия выполнявших задачу. Ползком направилась к пулеметной точке противника, которая была определена заранее, путем предварительного наблюдения и изучения местности. Саперы быстро проделали проход в проволочном ограждении, произвели разминирование прохода в минном поле до траншеи противника, где находилась пулеметная точка. Я и еще один солдат заняли позицию для прикрытия огнем наших ребят, на случай перестрелки. Бойцы из группы захвата совершили внезапный резкий бросок на немецкого пулеметчика, зажали ему рот, связали, вытащили из траншеи и начали выходить по разминированному проходу. И вдруг пленный немец наступил на мину и подорвался. Получили тяжелые ранения и наши два солдата, которые взяли пленного. У немца изъяли все документы и оружие. За эту операцию я был награжден первой медалью «За отвагу». Оказалось, самым ценным было то, что не бросили своих сослуживцев, раненых ребят. А «языка» мы еще не одного притаскивали».

Особенно с болью, а порой и со слезами на глазах вспоминал Михаил Павлович о боях за освобождение Восточной Пруссии, где было много сильных оборонительных сооружений. А сколько там погибло бойцов? Город Аллеништейц врезался в память. Взяли его с боем, с большой кровью и многочисленными потерями. Там впоследствии вышли на границу с Польшей, в район Польско-Данцигского коридора, а затем продолжили наступление по направлению к Балтийскому морю, к городу Данцигу и порту Гдыня. Об этом напоминают сохранившаяся медаль «За взятие Кенигсберга» и записи Михаила Павловича:

«…Шквальный огонь немцев не давал вести разведку. И случилось неожиданное, самое печальное для меня на войне. 23 января 1945 года рано утром при выполнении этого боевого задания прямо на моих глазах был тяжело ранен мой старший брат Сергей, который служил со мной в одном разведвзводе. В этой сложной боевой обстановке командир взвода не разрешил мне сопровождать тяжелораненого и почти безнадежного брата до медчасти. Надо было выполнять приказ вышестоящего командира и быстрее доложить точные сведения об опорных пунктах противника. Так было на войне. Прощаясь с братом, я не думал, что больше его не увижу…» 

ОТ имени Президиума Верховного Совета Союза ССР от 29 января 1945 года красноармеец Булойчик Сергей Павлович награжден орденом Красной Звезды. До самой смерти Михаил разыскивал место захоронения брата. Писал в архивы, обращался в другие инстанции, но… Только недавно стало известно, что похоронен Сергей в польском городе Червин. Василий Михайлович Булойчик уверен, что побывает на этом месте, возложит цветы и поклонится от семьи павшему в бою.



19 февраля 1945 года группа разведчиков, в составе которой находился младший сержант Булойчик Михаил, выполняя боевую задачу, попала под сильный минометный обстрел противника. Михаил получил осколочное ранение в левое бедро и голень. Его доставили в расположение части, сделали перевязку и отправили в полевой медсанбат, где прооперировали, удалили осколки из ран, наложили повязку и положили на нары ждать появления попутного транспорта для отправки в госпиталь. Только на четвертые сутки, 23 февраля, всех раненых солдат перевезли в госпиталь номер 1173, который находился в городе Торунь на Висле. Здесь пришлось встретить и День Победы.

В госпитале ефрейтору Михаилу Булойчику вручили вторую медаль «За отвагу» за неоднократную доставку ценных сведений о расположении противника. Позже — орден Великой Отечественной войны I степени и другие медали.


День Победы праздновали все солдаты, с большой радостью и торжеством, обнимались друг с другом. И плакали, и смеялись. В госпитале Миша находился до 22 июня 1945 года, а после выписки был направлен в 35-ю гаубичную артиллерийскую бригаду резерва главнокомандующего на должность командира отделения. 

Ивана призвали в армию после освобождения Березинского района в июле 1944 года и направили в учебную часть. Оттуда — в 380-ю стрелковую дивизию 2-го Белорусского фронта. 

Ефрейтор Булойчик Иван Павлович, наводчик батареи 76-миллиметровых пушек, награжден медалью «За отвагу». В бою за деревню Наержаново 14 января 1945 года огнем своего орудия подавил две огневые точки противника с их расчетом и уничтожил 8 немецких солдат. После войны в 1947-м ему будет вручена вторая медаль «За отвагу», а также орден Отечественной войны I степени. Когда братья встретились после войны, то выяснили: их части воевали рядом, на одном направлении.

После увольнения из армии в 1952 году Иван Павлович трудился слесарем-инструментальщиком на Минском автомобильном заводе, потом на Минском заводе колесных тягачей. Заслуженный рационализатор Республики Беларусь, ветеран труда. Благодаря ему рабочая династия Булойчиков трудилась на этом предприятии более 210 лет.

В июне 1946 года Михаил Павлович демобилизовался, вернулся в родной дом, в деревню Воловницу, где его ждали мать и сестра Анна. Семья погибшего брата Сергея, жена Лукерья и четверо детей проживали отдельно, в своем доме. 

Послевоенная жизнь в деревне была очень скудной и бедной. Все хозяйство разрушено, продуктов не хватало, скота никакого, жили голодные, ободранные, а приобрести хоть что-то не было за что. Хлеб отпускали только по карточкам и только тем, кто работал. Для сельчан, работавших в колхозе, мерилом оплаты труда был трудодень. На него ничего практически в то время не получали. Колхозы были полностью разорены вой­ной и создавались еле-еле по-новому.

— Исходя из сложившихся условий, я был вынужден искать какую-то работу, где можно заработать на кусок хлеба для себя, чуть-чуть помочь маме и племянникам, — вспоминал Михаил Павлович. — Сначала определился в Березинский райпромкомбинат на строящийся тогда кирпичный завод в деревне Бережки. Как демобилизовавшегося солдата-фронтовика, в июле 1946 года меня назначили техническим руководителем по строительству завода. Потом бухгалтером этого же завода. По служебным делам часто приходилось посещать Березино. Заходил к знакомым ребятам и девчатам. Однажды в конторе леспромхоза встретился с Ниной Гоман. Я ее немного знал до войны, с ее братьями в школу ходил. В январе 1947 года у нас состоялась свадьба, прожили вместе 58 лет. В 1961-м успешно окончил техникум пищевой промышленности и продолжал работать на местном спиртзаводе. 1 октября 1947 года родилась Галя, 8 ноября 1948-го — Володя, в 1950-м — Валя, а в 1953 году — Вася. Все они, слава богу, живы и здоровы по настоящее время, а семейное дерево выросло до 6 внуков и 9 правнуков. 

Я слушал Василия Булойчика об отце и его братьях, о прожитой ими жизни, как будто мысленно перелистал страницы жизни тысяч белорусов, выживших в тяжелые годы. Сколько им пришлось пережить? Беспредельно горжусь Синеокой, ее народом, теми, кто защитил нашу землю от завоевателей. Не сдались, не покорились, а победили! Своим ратным подвигом они научили нас видеть прошлое и будущее, счастье и невзгоды, любовь и ненависть, правду и независимость. Вечная память о них — это самое лучшее, что мы можем сохранить на века. 

Леонид ПРИЩЕПА, полковник в отставке.

Фото из семейного архива Булойчиков.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter