Сергей ЯСТРЕБОВ: «Реальная интеграция зависит от объемов производственной кооперации»

Cоздание Евразийского экономического союза вступило в практическую стадию. Какие документы, касающиеся регионального аспекта развития данного интеграционного объединения, необходимы для его полноценной работы?
Cоздание Евразийского экономического союза вступило в практическую стадию. Какие документы, касающиеся регионального аспекта развития данного интеграционного объединения, необходимы для его полноценной работы? На этот и ряд других вопросов «Р» отвечает губернатор Ярославской области Российской Федерации Сергей Николаевич ЯСТРЕБОВ.

— Основные выгоды межрегиональной интеграции — возможность привлечения инвестиций для формирования и развития конкурентоспособных производств. Наша основная задача — создать условия для прихода компаний, готовых вложить ресурсы и средства в организацию предприятий и новых рабочих мест в регионе. Кроме того, особую актуальность в настоящий момент вызывает информационно-аналитическая и маркетинговая поддержка экономического взаимодействия регионов, в рамках которой могут быть реализованы мероприятия по научно-технологическому обмену, созданию региональных баз знаний по кооперационным проектам и актуальным проблемам интеграции.


— Работа Евразийского экономического союза подразумевает получение выгоды всеми его участниками, в том числе и на уровне регионов. Какие же конкретные бонусы ожидаете в перспективе в Ярославской области? И что уже предпринимается в регионе для реального осуществления этих планов?

— Развитие интеграционных процессов с Казахстаном и Беларусью позволит Ярославской области решить вопросы модернизации экономики, найти новые способы кооперации для создания продуктов с высокой добавленной стоимостью, а также привлечь новых инвесторов в уже действующие проекты фармацевтического, химического, лакокрасочного, машиностроительного производств и стимулировать создание новых. Кооперация в промышленном секторе России, Казахстана и Беларуси сформирует единый рынок со свободным движением капиталов, товаров, услуг и рабочей силы. Считаем, что реальная интеграция зависит от объемов производственной кооперации, новым этапом сотрудничества в которой может стать совместный международный машиностроительный кластер, а основой его — белорусские и ярославские машиностроительные предприятия. Республика Беларусь на протяжении многих лет остается основным потребителем продукции, поставляемой Ярославской областью на экспорт, и является одним из государств, с регионами которого у нас  сложились прочные многолетние традиции дружбы и делового сотрудничества, закрепленные двусторонними взаимовыгодными соглашениями. С 1998-го по 2008 год значимым свидетельством экономического сотрудничества Беларуси и Ярославской области являлась совместная межгосударственная российско-белорусская программа «Развитие дизельного автомобилестроения», реализация которой позволила создать конкурентоспособную автомобильную технику с дизельными двигателями, соответствующими экологическим требованиям «Евро-2», «Евро-3», «Евро-4», увеличить срок службы силовых агрегатов до одного миллиона километров пробега. Она дала возможность не только стабилизировать экономическую обстановку на заводах, но и сократить технический и технологический разрыв между нашими и зарубежными автомобилестроителями, а также уменьшить зависимость России и Беларуси от импорта автомобильной техники. В январе 2014 года в Минске была подписана Программа развития двустороннего сотрудничества на 2014—2016 годы, которая предполагает расширение отношений в таких традиционных сферах, как машиностроение, сельское хозяйство, архитектура, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, спорт, туризм, культура, образование, молодежная политика. Но базовым остается сотрудничество в области дизелестроения.

— Создание Евразийского экономического союза декларируется как эволюционный и поэтапный процесс. Каким образом в нем участвует Ярославская область и с какими сложностями приходится сталкиваться на этом пути?

— Особое внимание в Российской Федерации в настоящий момент уделяется процессу гармонизации таможенного и технического регулирования. Техническое регулирование, основанное на базовыхпринципахС оглашения Всемирной торговой организации о техническихбарьерахв торговле, помогает сделать нашу жизнь безопасной, защищает рынок от недоброкачественной продукции, на кладывает соответствующие обязательства на производителей и других его участников. Единые требования к продукции предполагают также и повышение уровня компетенции органов по подтверждению соответствия и испытательныхлабораторий, обучение персонала и повышение качества лабораторной базы, а также применение международныхстандартов при проведении аккредитации. Сложности технического регулирования также обсуждаются и на региональном уровне. Так, в Ярославской области в октябре 2013 года состоялась межрегиональная конференция «Техническое и таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности», которая проводилась совместно с представителями Евразийской экономической комиссии — постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза и Единого экономического пространства. БлагодаряЕвразийской экономической комиссии приняты документы, обеспечивающие упразднение тарифныхи нетарифныхбарьеров во взаимной торговле, отменены все виды контроля на внутреннихграницах , обеспечивается защита товаров трехстран от недобросовестной конкуренции. Что касается проблем, то нужно обратить внимание на отсутствие уполномоченного органа, ответственного за формирование статистической отчетности о взаимной торговле Российской Федерации со странами Таможенного союза. С Республикой Беларусь официальной статистики нет с 1 января 2012 года, с Республикой Казахстан — с 1 января 2011 года.

В настоящий момент у Ярославской области подписано около 50 соглашений в сфере межрегионального сотрудничества, главным образом — торговоэкономического. Специфика единой согласованной политики такой работы заключается в выработке конкретныхкооперационныхформ взаимодействия. Таких, как реализация программ научнотехнического и промышленного сотрудничества, создание сетевыхструктур, кластеров, зон экономического роста и инвестиционных зон.

Вопросы задавали
Михаил ВАЛЬКОВСКИЙ, valk@sb.by,
и Борис ЗАЛЕССКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter