Сергей-воробей и его "Верабейкi"

В тот день он, возвращаясь из очередной фольклорной экспедиции, проколол колесо "велика".
В тот день он, возвращаясь из очередной фольклорной экспедиции, проколол колесо "велика". До Любани было еще километров двадцать, а велосипед пришлось тащить на руках... В квартиру ввалился поздно ночью усталый, голодный и раздраженный.

- Хоть бы транспортом каким помогли! А то ведь собственную технику гроблю! - в запале кричал он на следующий день на работе. Парня внимательно выслушали, сочувственно повздыхали, успокоили. Чуть позднее ему вручили ключи от новенького служебного... велосипеда.

Он - специалист по этнографии и фольклору Любанского центра культуры и досуга Сергей Выскварко. По совместительству - хореограф и руководитель детского танцевального коллектива "Верабейкi". А вот основная его специальность - горный электромеханик!

В 1990 году Сергей закончил Криворожский горнорудный техникум. Каким ветром его занесло в Любань, теперь объяснить толком не может и сам Сергей. Там, в Кривом Роге, все и случилось. Неосознанная страсть к национальной культуре, белорусскому фольклору оформилась в желание заниматься этим делом профессионально.

А танцы? Отплясывать польки да гопаки Сергея научила еще бабушка. В техникуме плясал в местном танцевальном ансамбле "Ингулецкие парубки". Недостаток техники компенсировал завидной работоспособностью и старанием. Через год стал солистом коллектива. Но и этого показалось парню мало, он начал посещать хореографические курсы, организованные при ансамбле. Короче, домой приехал вполне сложившимся специалистом.

В 1993 году учительница любанской средней школы N 3 Валентина Захарик привела к Сергею своих первоклашек. Так весь 1"В" - 12 пар - превратился в танцевальный коллектив "Верабейкi".

Начинали "Верабейкi" с народно-сценических танцев. Нынче их интерес сконцентрировался на народно-бытовых. То есть на исконной танцевальной культуре региона. В поисках забытых народных песен Сергей Выскварко, прихватив с собой плохонький магнитофончик, исколесил весь район. На том самом велосипеде. В его фонотеке около 30 кассет с записями из разных деревень.

- И вот что интересно, - продолжает Сергей. - Чем больше внимания к бабулькам, тем больше песен они вспоминают. Например, Зинаида Сергиеня из Жоровки. Напела сразу четыре. А приехал второй раз - еще шесть подарила. Родом она из Закольного, но там таких песен уже не поют и не знают.

Так и с танцами. Кроме традиционных - "Матлет", "Нареченька", "Месяц", - отыскались и совершенно уникальные. Скажем, "Шамель". В его мелодии есть что-то от знаменитой лезгинки. Или "Ганночка". Такой танец плясали только в Тали да Лопачевом Броде. А сколько танцев помнит цимбалист из Плюсны Вячеслав Бескостый! И "Гаем-гаем", и "Скрипочка", и "Помпадур", и "Лидочка". Их тоже вряд ли где плясали, кроме здешних деревень.

У каждого танца свой рисунок. Допустим, в Старых Юрковичах "Нареченьку" танцуют в четыре пары. Почему так? Раньше клубов-то не было. Танцевали в хатах. А там шибко не разгонишься. Оттанцует круг одна четверка пар - и на улицу. Оттанцует другая - и туда же. И так пока все не напляшутся. Саму мелодию музыканты могли наяривать часа два. В Соснах гопак пляшут тройками. И это, пожалуй, единственная деревня, где танцуют именно так.

- Я заметил интересную вещь, - Сергей придвинулся поближе. - В Доросино мне как-то спели "У церкви стояла карета". Знаешь, сколько я насчитал куплетов? 54! Или "Напилася я пьяна". Еще длиннее. То есть и песни, и танцы не были тогда рассчитаны на зрителя. Они требовали коллективного, как бы всеобщего исполнения и участия. Может, поэтому наши предки и жили дружнее?

Он торопится побывать везде. Ведь и правда: минет лет пять и спросить будет не у кого. Огромный пласт духовного богатства, как Атлантида, канет в небытие. Уже умер скрипач Иван Сухан из Редковичей. На самодельном инструменте он играл такие древние мелодии, что их и старожилы-то не помнили. Успели. Записали. А ведь могли бы и не успеть...

Чем-то эта работа похожа на труд старателя. Из сотен тонн мертвой породы намываются крупинки золота. Да какого! Самой высшей пробы! И главное - оно не прячется в чулок, а тут же становится украшением.

- Я учу детей не только народному бытовому танцу, - говорит Сергей, - но и народной, аутентичной манере исполнения. Степенной, целомудренной. И моим "Верабейкам" это нравится. Нравится реставрировать старинные обряды, игры. Мы несколько программ на этом построили. Другое дело, что мы не востребованы. Мало выезжаем с концертами, мало выступаем перед большими аудиториями.

На осень у Сергея опять запланировано несколько фольклорных экспедиций. Он уверен: людей рано или поздно потянет к этому чистому роднику национальной духовности. Нужно же откуда-то черпать силы и вдохновение!

На снимке: Сергей Выскварко со своими "Верабейкамi".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter