Источник: Знамя юности
Знамя юности

Сергей Светлаков: кнопки вкл./выкл. у меня нет

«Могу с гордостью сказать, что ни за одно решение у меня совесть не болит, что кого-то предал». В интервью «Знаменке» Сергей Светлаков рассказал о том, как совмещать работу и дружбу. 

– Сергей, во многих профессиях считается, что с друзьями нельзя работать – они могут стать врагами. А вас на работе окружают одни товарищи. Не пугает перспектива разругаться с ними в пух и прах? 

Фото предоставлено пресс-службой СТС
– Я через это прошел, и есть много вещей, которые бы исправил, если бы можно было перемотать пленку назад. Не могу сказать, что это серьезные предательства, но все-таки я в итоге не общаюсь с несколькими товарищами из ближнего круга (к счастью, не с друзьями, друзей я так не терял). Так что вроде и правильное наблюдение, но, с другой стороны, а кому ты можешь доверить что-то важное, кроме друзей? Ты же душу открываешь, заполняешь свое пространство партнером. Поэтому я все равно рискую. Например, мы с Незлобиным вместе работаем над новым телевизионным шоу. Но старательно разграничиваем зоны ответственности – делаем выводы из прежних ошибок. У нас могут быть расхождения, но ничего суперкритичного пока не было и, надеюсь, не будет.

– Гарик Мартиросян, когда позвал вас в Москву писать тексты для команд КВН, уже был вам другом?

– Он и сейчас друг! Но он тогда больше не как друг звал, а как менеджер, который видел перспективу в создании авторской группы и понимал, что я могу принести пользу. Он не говорил: «Мы с тобой одной крови, приезжай в Москву и что-нибудь замутим». Не брал ответственности. Говорил, что гарантировать ничего не может, но работа есть. Хотя первое время он меня как раз очень выручал, одалживал деньги, потому что работа отличалась нестабильностью и иногда за квартиру заплатить было нечем. То есть работа была почти круглосуточная, а оплата – нестабильная: нас поначалу многие кидали. Мы с Мартиросяном друг друга хорошо понимали и уважали как специалистов: мы же работали с одними и теми же коман­дами КВН, вместе что-то придумывали. И когда Comedy Club создавали, меня тоже пригласили попробовать писать им. А на творческие отношения с годами наросли человеческие. 

– С Ургантом быстрее сошлись?

– Я же с ним начал работать на проекте «Весна с Иваном Ургантом», мы с Сеней Слепаковым писали ему сценарии. Все, что предлагали, Ваня считал очень достойным, и мы друг к другу потянулись творчески. Хотя мы со Слепаковым были просто авторами, которые раньше играли в КВН, а Ваня уже был звездой, которой пытались сделать собственное шоу на «Первом канале». Я мог ему сказать: «А поехали в «Камеди»!» Comedy Club тогда не показывали по телевизору, но было кафе «Манеръ», где проходили вечеринки. Сначала выступали несколько человек, которые являлись как бы обязательной программой, а после просто те, кто хотел. Мы с Ургантом вдвоем что-то писали и выступали там – разумеется, не один раз совершенно облажались…

– Почему? Вы же монстры юмора!

– Это естественный процесс, такое с каждым может случиться. Наш альтернативный юмор ценили немногие. А нам было интересно вместе придумывать. Когда возник «Прожекторперисхилтон», мы уже стали дружить семьями, становиться крестными родителями детям друг друга… 

Для меня огромное счастье – наши совместные поездки. Нет ничего кайфовее, чем сидеть в купе вчетвером с Ургантом, Мартиросяном и Сашей Цекало. Сейчас концерты «Прожектора» случаются два-три раза в год: в Москве, Питере или  Риге. Мы едем ночь, и в нашем купе царит взаимопонимание на самом стопроцентном уровне из всех стопроцентных. Нет никакой цензуры, доля цинизма, которая в нас живет, тоже выплескивается наружу, и то, что мы там говорим и делаем… Ну, по большей части говорим, а то люди напридумывают еще всякое. Цинизм и острота зашкаливают, и неподготовленным людям не стоит такое слышать и знать, но нас самих просто разрывает от смеха, мы выползаем из купе на карачках!

– Знакомство с кем из ваших нынешних коллег было самым интересным?

– С Галустяном я познакомился, когда отдыхал в Сочи. Пошел на рынок, а он там гранаты выжимал. Наши глаза встретились, и я понял, что будет продолжение. Так и вышло. Я рад, что Миша больше не работает на рынке. Говорят, уже две недели как уволился, более серьезными делами занялся. Я даже слышал, что он где-то снимается, в какие-то программы его приглашают. Молодец парень!

– Сергей, а вы какой творец? Вот Слепаков рассказывал, что он «мрачный творец» – придумывает песни и сценарии в напряжении, постоянно переживает, и если на площадке все веселятся, ему кажется, что это плохо отразится на результате. А Мартиросян, наоборот, легко сочиняет, потом берет гитару, играет песенку, еще что-то сочиняет...

– Ой, про Гарика чистая правда. В шахту на вахту – не его тема, он быстро кидает идеи, а через полчаса ему срочно надо или гитару взять, или куда-то поехать, или в ванну лечь. Обязательно надо быстро переключиться, поменять картинку. А я упрямый творец: методично бью в одну мишень, пока не попаду. Если поставлена задача, буду над ней биться. Мы с тем же Сеней по 16 часов могли проводить в одной комнате, пока не выдадим действительно стоящую вещь. Внутренний цензор не выпускает на улицу, пока не докопаешься до стоящего решения. Насильно из себя много шуток не выдавишь, но мы с Сеней все время пытались – и периодически получалось. 

С женой Антониной Чеботаревой (2018)
фото: instagram.com

– Что тяжелее всего далось из вашего уже довольно обширного списка программ, фильмов?

– «Наша Russia» оставила во-о-от такой рубец. У нас был подход, как в кино, с многомесячной подготовкой, долгими репетициями, большим количеством образов, грима. Каждый год снимали пул из 20 серий – нагрузка, как если бы мы снимали параллельно несколько разных фильмов. Технологически невозможно прерваться, давит ответственность. К концу пятого сезона я уже был неадекватен, не понимал, что происходит в моей жизни, в мире. Однажды (кажется, когда снимали полицейский участок и я играл девушку-полицейского) потерял сознание, меня увезли домой. Я перед этим чувствовал себя ужасно, говорил: «Ребята, давайте прервемся, сил никаких не осталось». – «Серега, ну как же? Павильон оплачен, люди наняты, надо монтировать и на канал сдавать, уже анонсы идут».

Сейчас стал циничнее и стараюсь ограждать себя от таких перегрузок. А тогда мы не могли отказать, если по-человечески просят, постоянно перерабатывали – смены длились не 12 часов, как положено, а больше. Накопившееся переутомление и нервное истощение аукаются до сих пор.

Мы были ужасными максималистами, и планка у нас была очень высокой: бес­конечно переснимали, если все равно не получалось, как нам хочется, не ставили в эфир.

– Мне кажется, вы неспроста потеряли сознание, именно играя женщину…

– Да, это кошмар был! Линзы, колготки, каблуки – ужасно неудобная амуниция. Хоть у меня и было несколько женских образов, каждый раз я заново привыкал к неудобным одежкам и преодолевал внутреннее сопротивление.

– Сейчас вы пришли на СТС. Вам трудно даются такие важные решения? Когда-то вы, окончив институт, работали в офисе, но уволились, чтобы поехать на гастроли с «Уральскими пельменями». Обдумывая это решение, не спали несколько ночей…

– Я и сейчас все пропускаю через себя, ночами не сплю, думаю, взвешиваю… Но могу с гордостью сказать, что ни за одно решение у меня совесть не болит, что я кого-то предал. Я обо всех серьезных поступках могу так сказать: о переезде в Москву, разводе с первой женой, переходе на СТС… Считаю, лучше все взвесить и попробовать новое, чем не попробовать и потом очень сильно жалеть. Ну, рискни, облажайся и пойми, что это не твое, – может, из неудачной истории вырастет удачная.

С дочкой Настей (2018)
фото: instagram.com

– Ваши коллеги говорили о вашей способности к мгновенной импровизации. Это свойство рано у вас проявилось?

– Оно всегда было, но я не знал, что это так называется. Я в школе всегда старался быстрее всех ответить. Не то чтобы был выскочкой, хотя меня и так называли. Учитель в классе мог дать задание, а я, не поднимая руки, что-то выкрикивал – и оно было вроде и по теме, и смешно одновременно. Зал, то есть класс, смеялся, педагогическая атмосфера уходила. Это просто часть темперамента, часть меня, она всегда была, и кнопки вкл./выкл. у меня нет. 

– Вашей дочке девять лет, сыну – пять. Передалась ли им способность импровизировать по наследству? 

– Она простреливает. У Насти юмор не словесный, хотя бывают и веселые фразочки, – она пытается снимать видео и монтировать. У нее морская свинка, собака и кошечка – дочка их снимает, все подмечает за ними. А у Вани именно текстовой юмор. Как выдаст что-нибудь, мы с женой переглядываемся. Думаем: ну если он просто услышал где-то и запомнил, значит, молодец, обращает внимание на хорошие вещи. А если сам додумался?! Я редко в жизни смеюсь – просто отмечаю, что это смешно. Но несколько раз я над его хохмами ржал в голос. 

Елена Фомина, ООО «ТН-СТОЛИЦА» (специально для «ЗН»)
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter