Сергей Шуманский: «Белорусам свойственно благоразумие. Кто‑то должен быть умнее, когда мир летит с катушек»


Сергей Шуманский мыслит проектами. У него огромный опыт работы на телевидении: с 2005 года он был редактором криминального отдела в Агентстве телевизионных новостей Белтелерадиокомпании. Также на его счету сотни выпусков культовых программ «Зона Х» и «Тайны следствия». С переходом на СТВ Сергей продолжает традицию цикловых программ: так, с февраля мы смотрим его авторскую передачу «Чтобы помнили», в которой Шуманский рассказывает о героях Великой Отечественной войны, именами которых названы улицы Минска.

Наконец, главным поводом для нашей встречи стали первые выпуски программы «Решение есть!» — это проект о реальных героях и порой нереальных историях. Соседские войны, семейные скандалы и коммунальные проблемы. «Когда кажется, что правды уже не добиться, знайте — решение точно есть!» — обнадеживает ведущий Сергей Шуманский. Поговорим об этом подробнее.

— Сергей, как родился проект?

— На СТВ более 20 лет выходила программа «Добро пожаловаться». В какой-то момент руководство решило ее обновить: добавить студию, немного изменить структуру. Мне предложили над этим поразмыслить. В процессе стало понятно, что лучше сделать новый проект с другим названием, чем старый менять. Все-таки акцент мы хотим сделать не на частных жалобах, а на том, какое решение можно найти, чтобы выйти из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Отсюда и название — «Решение есть!».

— Хочу поблагодарить вас за первый выпуск о компьютерных мошенниках. Никогда не задумывалась, что за объявлениями на столбах о срочном ремонте ноутбуков может скрываться такая прохиндиада.

— Это безусловная журналистская удача: с помощью обманутого гражданина, который обратился в редакцию, нам удалось раскрыть мошенническую сеть компьютерщиков, чьими объявлениями о ремонте ПК оклеен весь город и заполонен интернет. Все они самозанятые, то есть не юрлица и даже не ИП. И если они вас надурят, к примеру возьмут с вас за восстановление данных на компьютере астрономическую сумму, призвать к уголовной ответственности таких мошенников будет нереально.

— И какое же решение вы предлагаете тем, кто все же вынужден обращаться к псевдоремонтникам?

— Для разъяснений мы пригласили в студию эксперта — ныне депутата Парламента Олега Гайдукевича, в прошлом сотрудника милиции. Одно из решений — не верить безоговорочно первому встречному компьютерщику, вникать, что и за какую сумму вам предлагают починить, заранее оговаривать все нюансы и составлять договор. Так, если дело дойдет до разбирательств, у вас на руках будут хоть какие-то доказательства общения с тем, кто вас обманул. Добавлю, что «Решение есть!» будет выходить в эфире СТВ по пятницам. Тема следующего выпуска — жестокое обращение с животными. На мой взгляд, мы ее мало освещаем, а проблема есть. Одно дело — выкинуть в соцсети фотку бедной собачки, которую избил хозяин, а другое — реально помочь животному. И здесь пока ни у наших граждан, ни у сотрудников милиции нет четкого алгоритма действий. Вроде бы ужесточили наказание, ввели уголовную ответственность за жестокое обращение с животными, но на практике еще не применяли.

В студии нового проекта «Решение есть!» — Сергей Шуманский и депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси, «Мисс Беларусь — 2018» Мария Василевич.

— Уверена, зрители с благодарностью приняли ваш новый проект, который помогает решать простые житейские вопросы. Мне любопытно, был ли похожий отклик на рубрику «Чтобы помнили» о названиях улиц?

— Был, и очень активно люди комментируют наши выпуски в духе: «О, сто лет живу на Кульман и не знал, что это фамилия женщины, к тому же разведчицы». Мы запустили рубрику 23 февраля и планировали закончить к 9 Мая — 24 программы уже отсняты. Но списки героев войны, именами которых названы улицы в Минске, о которых хотелось бы рассказать зрителям, далеко не иссякли. Так что будем продолжать и этот проект.

— Пока вы прославляете имена героев Великой Отечественной, где-то в соседних странах их изничтожают, сносят памятники советским солдатам. Что происходит, на ваш взгляд?

— Был в тех странах, где эти памятники стояли 50, 70 лет, никому не мешали, видел, как в тех же Польше, Литве, Латвии за ними ухаживали, цветы всегда лежали. Сейчас понятно, что политический акцент сделан на «десоветизации» — и давай сносить памятники, причем не везде и не все, а выборочно. И это полный маразм, я считаю: напоминает поведение ребенка, который хочет обратить на себя внимание, поэтому начинает творить разные пакости.
Мне интересно, а что они дальше будут делать, когда конфликт между Россией и Украиной закончится? Возвращать памятники назад со словами: «Извините, вы нас не так поняли»?
Прежде чем что-то делать, иногда полезно думать о последствиях на перспективу, не поддаваться сиюминутным эмоциям.

— А нам что делать в этой ситуации? Как отвечать на провокации?

— Я считаю, что Беларусь все, что могла, уже сделала: мы неоднократно предлагали и площадки для мирных переговоров, и свою помощь в качестве модератора. Если это никому не надо — что ж. Советник Зеленского Алексей Арестович, по-моему, прямым текстом сказал, что никаких переговоров не будет, только капитуляция России. А до этого он призывал подрывать железные дороги в Беларуси. Как здесь комментировать?
Хорошо, что белорусам свойственно благоразумие. Кто-то ведь должен быть умнее, когда мир летит с катушек. Не случайно наш ­Президент всегда подчеркивает, что мы не хотим ввязываться в конфликты, как бы нас ни провоцировали.
— В эмоциональные ловушки попадают, к сожалению, наши коллеги, друзья.

— У меня есть очень близкие друзья, которые срочно переехали в 2020‑м в Европу, у них были тогда свои взгляды и настроения. Недавно разговаривал с ними. Живут в Польше и спустя год начинают понимать, что им там не шибко-то и нравится: и медобслуживание не очень, и поляки своеобразные. Не удивлюсь, если они спустя полгода-год вернутся. И хорошо, если так. А есть ведь люди, которым трудно перешагнуть, признать свою неправоту, те будут продолжать злобствовать в соцсетях, отпускать шпильки в адрес тех, с кем когда-то были друзьями. С одной стороны, смешно за некоторыми из них наблюдать. Но в целом ситуация печальная.

— Вы много времени провели на белорусско-польской границе, когда случился кризис с беженцами. Чем вам запомнились эти месяцы?

— Убежден, с этого кризиса в том числе и начиналось то, что происходит сейчас в Украине. Продуманная была операция, равно как и строительство нового забора между Беларусью и Польшей, который никому не нужен, к тому же страдают животные.
Сегодня ЕС все делает для того, чтобы затянуть войну в Украине. Горько, что в результате страна превращается в точку У на карте.
А после ее надо будет заново отстраивать. И наверняка опять сносить заборы, как это уже не раз бывало в истории.

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter