Сергей Шкель : «Мы вернулись из ада!»

Но  жизни  двух  гонщиков  «Дакар»  забрал…

Но  жизни  двух  гонщиков  «Дакар»  забрал…

Долгожданная пресс-конференция, подытожившая выступление белорусского экипажа на знаменитом ралли-рейде «Лиссабон—Дакар», собрала руководство ДОСААФа, автомобильной федерации страны, нашей команды и двух ее непосредственных участников. Она непривычно затянулась и сопровождалась то гробовой тишиной, то взрывными усмешками. И все «изюминки» встречи с журналистами пришлись на выступление пилота  «Оскара» Сергея Шкеля. Его суждения и впечатления, оценки и ремарки о фантастическом автомарафоне, порой просто невероятные, всех поразили. 

— Не ожидал такой поддержки и внимания на Родине к нашему выступлению на суперралли, – отметил Шкель. — земляк Володя Мотуз, техник-механик команды, поскромничал, рассказывая о своей работе на «Дакаре». Приезжали со штурманом Александром Иннуссом, как правило, затемно или ночью. Спать доводилось в грузовике, хотя тяжело было. А утром автомобиль вновь готов был к бою. Проблемы начались еще в Европе. Никто не ожидал, что организаторы «зарядят» такой сумасшедший маршрут первых двух из 15 этапов. Раньше гонщики просто их проезжали. А теперь все были в шоке, многие не сумели или не успели добраться на паром, отходивший в Африку. И среди них несколько именитых раллистов из заводских команд. По техническим причинам стал нагреваться насос редуктора «Оскара», и еще в Старом Свете мы откатились на «дно» турнирной таблицы. Нагонять оказалось очень сложно, немного отыгрались. Когда в Португалии начались горы, вновь пошли трудности. Потеряв заднее колесо, чудом избежали пропасти. Привязали его веревками и километров 140 прошли, организаторы оторопели от нашей находчивости и изобретательности. Выбрались на автобан, тут нас тормознула дорожная полиция, потребовала сойти с магистрали. Прикинулись, что не понимаем языка. Кончилось же тем, что служивые сами помогли нам добраться до бивуака. 

На некоторых уже африканских этапах было желание выйти и пойти пешком. Но выходить было некуда, кругом пески. Лучшие результаты также сдерживало отсутствие быстрой «технички». Приходилось самим выкручиваться. А реальное место, которое могли бы занять без начисленных штрафов, как мы просчитали, получилось бы не 105-е, а 38-е. Хотя для дебютанта, прошедшего с первого раза до Розового озера почти 8 тысяч километров по бездорожью, и это достойный показатель. Ведь за бортом гонки из 515 стартовавших оказалось 214 участников. И среди них немало опытнейших и известных профессионалов, в том числе и два лидера в классе грузовиков и мотоциклов. Очень тяжело дался первый, 502-километровый этап в Африке. Так получилось, что добирались до финиша 52 часа. Особенно докучали идущие впереди грузовики. Столб пыли. На километр ничего не видно. А обгонять рискованно: вдруг какое-нибудь препятствие или яма. Несколько раз обо что-то ударились. Россияне в итоге потеряли 5 машин из 8, не считая КамАЗов. В следующем году они уже намерены заявить 18 легковых автомобилей. Все места на «Дакаре» выше 15-го принадлежат заводским командам, имеющим очень приличный бюджет. В их число, и даже выше (5-я—10-я позиции), вполне мог бы войти и наш МАЗ, единственный завод с серьезным потенциалом, не представленный на этом суперралли. Хотя участие в нем принимали машины, на которых гонял еще Штирлиц! Вы бы видели, какой ажиотаж и какой популярностью пользовались  КамАЗы у местного населения, да и у туристов, среди которых большинство были россияне. «Дакар» — это не только супергонка, но и техническая эволюция, демонстрация достижений, сильнейшая реклама. Многие иностранцы недоумевали, почему наш МАЗ, так потрясающе проявивший себя на европейских трак-триалах еще в 90-е годы, не участвует в «Дакаре». Да, многое, если не все, из той команды — «МАЗ-Яровит» — утеряно, и безвозвратно… 

Последующие этапы оказались не менее тяжелыми. По 16 часов за рулем, в пыли. 70 градусов в кабине, руки, ноги немеют, болит позвоночник и все остальное. «Дакар» — это небольшая война. Сражаешься с трассой, с машиной, с собой, с соперниками. В дороге оппоненты, за исключением поляков, особо нам не помогали. Все пролетали мимо, потому что сами могли зарыться рядом в песок или провалиться. Некоторые участники просто обезумели: останавливались, выходили из машины и разговаривали сами с собой. Нужно отдать должное мотоциклистам. Вот уж кому доставалось по полной программе. Надо было видеть их, когда они снимали комбинезоны. Все синие, в травмах. Некоторые сразу после этапа валились около своих мотоциклов и тут же засыпали. Один гонщик потом вышел на старт, забыв заправить бензином своего «железного коня». 

На второй половине «Дакара», после Мавритании, половина гонщиков плакала от счастья, что добрались до этой точки. Половина — от горя, потому что отсюда все вынуждены были идти на Розовое озеро в общем караване. А это ох как непросто, если ты уже не участник, а зритель. А по сути, почти все мы вернулись из ада! Правда, еще два мотоциклиста навечно остались в его мартирологе…         

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter