Сергей Ковальчик: «Зритель ждет от театра чувств»

В репертуаре Горьковского театра — все больше произведений белорусских авторов

В репертуаре Горьковского театра — все больше произведений белорусских авторов

Афиши Национального академического драматического театра имени Максима Горького не перестают радовать информацией о белорусских премьерах. Только недавно, кажется, нас интриговали “Экзекутором” Алексея Дударева, а тут уж на подходе “Оракул” по пьесе Андрея Макаенка “Затюканный апостол”. Да и в работе еще парочка произведений с национальным акцентом. О неравнодушии театра к белорусской драматургии зрителю хорошо известно по популярной здесь пьесе “Пане Коханку”. В прошлом году Горьковский произвел настоящий фурор с этим спектаклем на фестивале “Тэатр Уршулі Радзівіл” в Несвиже и был восторженно принят российской критикой на фестивалях в Тамбове и Саранске. Насколько важно, на взгляд “горьковцев”, работать с белорусской драматургией, как воспринимают белорусские спектакли за рубежом и над чем в театре работают в настоящее время, с читателями “НГ” поделился художественный руководитель Сергей КОВАЛЬЧИК.

О критерии нации

— Чтобы сегодня в геополитическом пространстве ощущать себя независимым государством, нужно укреплять национальное самосознание. Кто мы есть в этом мире сегодня? Чем американец отличается от китайца? Чем белорус отличается от русского или украинца? Критерием индивидуальности нации являются слово, мысль, менталитет. И мы как национальный театр просто не можем не отдавать часть репертуара белорусской драматургии. Белорусской — в плане не столько языка, в спектакле может звучать и русская речь, а авторства талантливых и состоявшихся белорусских драматургов, которые, на наш взгляд, сегодня отражают национальные идеи и в некотором роде определяют драматургическую палитру страны. Только соприкасаясь с национальной драматургией, мы начинаем ощущать себя белорусами.

О белорусском репертуаре

— Так получилось, что в восьмидесятый юбилейный сезон театра режиссеры и наш театр задумались о современной белорусской идее. Валентина Еренькова предложила создать музыкальный спектакль о Владимире Мулявине. Я работаю над спектаклем по пьесе белорусского драматурга Николая Рудковского “Бесы. Постскриптум” по мотивам романа Достоевского. Собираюсь поставить “Подводников” Андрея Курейчика. Режиссер Борис Луценко принес идею постановки пьесы Андрея Макаенка “Затюканный апостол”. Вот так, по крупицам, собралось ожерелье белорусских пьес. Никакого административно-командного метода. Мол, давайте больше белорусского репертуара. Вот так “Сезон белорусский драматургии” вырастает из предложений, рожденных внутри коллектива.

О “Затюканном апостоле”

— Спектакль репетируем с февраля этого года, через месяц должна состояться премьера. Правда, называться постановка будет “Оракул”. Право режиссера. В зависимости от идеи он может менять название спектакля. Всем известен фильм “Сталкер”. А ведь сценарий к нему написан по произведению братьев Стругацких “Пикник на обочине”. Главную роль “Оракула” — 11-летнего мальчика — сыграет молодой артист театра Владимир Глотов. Безусловно, задача актера — не физически перевоплотиться в этого мальчика, а проникнуть в его образ мыслей, играть не возраст, а идею. Мальчик, например, рассуждает о человеке, который в прошлой жизни был рабом и там его сильно обидели. И он дал себе клятву: если родится еще раз, сделает так, чтобы не было ни рабов, ни господ.

Об использовании новых технологий

— Театр должен удивлять не только техническими новинками, но и свежестью мысли, ее злободневностью, остротой, современным звучанием. Наш театр никогда не стремился удивить зрителя невероятными декорациями и инновационными спецэффектами. Мы всегда старались привлекать идеей, атмосферой, чертами русского психологического театра. Недавно посмотрел у Петра Фоменко спектакль “Три сестры”. Я вам рассказать его не смогу. Актеры не прыгали на сцене, паровозы не летали над зрителями, но после этого спектакля такой ком стоял в горле!

О театре как празднике

— Во всем мире от театра ждут праздника и приходят в театр как на праздник. Приходят в поисках душевного развлечения. Острые ощущения сегодня человек может получить где угодно — посмотрев боевик или политические шоу, где депутаты брызгают водой в лицо друг другу. В театр же приходят в поиске человеческих чувств. Те истории, которые ищет и предлагает театр, замешаны на семье, на любви, на человеческих отношениях. Именно этого хотят от театра зрители. И если он завоевывает зрителя своей мыслью, действием и приводит его к катарсису, если зритель получает очищение в финале спектакля, значит, такой театр имеет право на место под солнцем.

О зарубежной публике

— За рубежом нас ждут. Особенно с белорусскими спектаклями. Иностранцам интересно понять, какие мы. Недавно вернулся с фестиваля “Мельпомена Таврии”. Там мы представляли “Адвечную песню”. Скажу лишь, что в Беларуси, наверное, спектакль так не идет, как его принимали там. Такой резонанс в зале, такой теплый прием зрителей... Понимаешь, насколько мы интересны как белорусы всему миру.

О желаниях

— Хочется, чтобы театр был более совершенен, чтобы мы еще больше ценили слово, чтобы брали еще большие высоты в профессии. Жизнь театра, как путешествие по морю. Это каждый раз новая ситуация и новая погода. И, конечно, идти по этому морю проще с хорошей командой. Рядом с опытными мастерами старшего поколения в театре много молодежи, одаренных, индивидуальных ребят с большим творческим потенциалом. Моя задача как художественного руководителя каждому из них предоставить место, где они могли бы проявить себя максимально интересно.

Тем временем
С 17 по 19 июня на “горьковской” сцене будет гастролировать Тамбовский драматический театр, основанный Гавриилом Державиным 226 лет назад. Соседи привезут интересные спектакли, приходите посмотреть!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter