Руководитель Либерально-демократической партии ответил на вопросы наших корреспондентов

Сергей Гайдукевич: «Глупо заявлять о повышении пенсии вдвое»

ПОЛИТИК, бессменный руководитель Либерально-демократической партии Сергей ГАЙДУКЕВИЧ объявил о своем участии в выборах еще в апреле 2013 года на съезде ЛДП. Тогда он пообещал, что «однопартийцы не пожалеют, все будет сильно и мощно».  На выборах 2001 года, по данным ЦИК, Гайдукевич финишировал с 2,5 процента поддержки. Пять лет спустя ему дали на процент больше. В 2010 году заявил, что собрал необходимые 100 тысяч подписей, но от участия в выборах отказался.

Сергей Гайдукевич стал гостем холдинга «СБ. Беларусь сегодня». В чем он видит принципиальное отличие этих выборов от предыдущих? Кого в этот раз считает своим главным конкурентом? И почему ЕС должен пересмотреть формат своих отношений с нашей страной? Об этом, и не только, Сергея Васильевича дотошно расспросили наши корреспонденты.  


— И международные наблюдатели, и простые граждане видят, наверное, все очевидные перемены, которые произошли, – считает наш гость. — Вы знаете, раньше президентская избирательная кампания проходила так: о кандидате в президенты большая часть населения узнавала только после его регистрации. Раздали нам кандидатские карточки, показали это по ТВ, дальше два выступления по 30 минут по телевизору, листовки — вот и все. Особо не разгонишься. Нет, я никоим образом не хочу сказать, что раньше у нас выборов не было. Были выборы, но просто проводить их можно по-разному. 

Сегодня многое изменилось. Прежде всего, я ни в одной стране мира не видел, чтобы государственное телевидение за каждым кандидатом в президенты ездило практически каждый день на любые его пикеты и снимало об этом репортажи. Не частное ТВ, замечу, а государственное. Да и пикеты нам теперь разрешают ставить, где мы только захотим. У нас заказ на 541 пикет на постоянной основе, и стоят они везде, где мы только просили. Многие из них  находятся в самом центре Минска – на Комаровке, у крупных супермаркетов. Короче, ставь своих людей, где хочешь! 

«СГ»: — А что по поводу главного конкурента?

— Это Президент, но он не только конкурент. Александр Григорьевич – это еще и партнер. Хорошо, когда есть на выборах два сильных человека (а слабым я себя никогда не считал, и по моим выступлениям это видно), людям тогда есть из кого выбирать. А что касается других кандидатов, то я бы хотел, чтобы их было больше. Понимаете, будь их человек 6—7, расклад был бы совсем иным…

«СГ»: — Хотелось бы обратить внимание на необычную подачу вашей предвыборной программы. Пиарщики, готовя ее, явно переусердствовали, упомянув вашу фамилию… 38 раз. И дальше идут одни глаголы – «Гайдукевич знает», «Гайдукевич уверен». С точки зрения нейролингвистического программирования сделано, наверное, грамотно — запоминается. Но вот конкретику, выраженную в цифрах, мы находим лишь в двух местах: «50 тысяч членов ЛДП» и «3 года бесплатной аренды пустующих зданий для предпринимателей». 

— Кто интересуется партией, развернутая версия программы висит на нашем сайте. Обычно подробности с цифрами или структурными изменениями озвучиваются не в основной программе, а на встречах с избирателями. Цифры сами по себе людям не так интересны. Они обращают на них внимание только в тех случаях, когда речь заходит о пенсионном обеспечении и когда идет обсуждение уровня зарплат. А так у меня одно выступление о пенсионном обеспечении и введении пенсионных фондов, наверное, минут сорок займет. Не каждый это выдержит. Можно, конечно, было бы привести пару числительных, например, заявить всем «повышаю пенсию в два раза», но это было бы глупо, и это был бы популизм. Такая цифра у любого нормального человека, более-менее знакомого с экономикой, вызовет только раздражение. Цифру ведь назвать очень легко, а ведь ее надо еще обосновывать, используя реальные данные. А заявления типа «я увеличу к концу года промышленность на 15%» обычно не имеют в своей основе ничего, кроме попытки привлечь к себе внимание. А мне привлекать внимание не надо, я — харизматик. Я чувствую и знаю, что именно людям нужно говорить.

«СГ»: — Предположим, вы выиграете президентские выборы. Реформы в каких сферах начнутся прежде всего? 

— Во многих. Например, мне не нравится, как у нас работает потребкооперация. Работа там построена неэффективно, а ведь это тысячи магазинов и тысячи ресторанов и кафе по всей стране. Я давно наблюдаю, как идет развитие этой организации, ведь езжу по Беларуси постоянно. Вывод такой: доходы там мизерные по сравнению с тем, какими они могли бы быть. 

Много вопросов у меня и к развитию малого и среднего бизнеса. Бизнес государству нужно поддерживать, не надо этого бояться. Бизнесмен, когда почувствует от государства помощь, в том числе и по сокращению налогов добросовестным компаниям, да и тем, кто только начинает свое дело, он будет безмерно благодарен и никогда не забудет этого государству. Фискальное управление должно быть забыто. Откуда я это знаю? Я очень подготовленный мальчик и в отличие от многих оппозиционеров работаю – в основном на фирмах, консультантом и заместителем. Меня приглашают, и я даю советы, как надо правильно вести бизнес

«СГ»: — В своей предвыборной программе вы ратуете за доведение социальной пенсии до уровня прожиточного минимума и за развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения. Возможно ли все это без повышения пенсионного возраста, чего так боятся белорусы? 

— Конечно, возможно. Следует признать: если захотеть сегодня – поднять завтра пенсии нам, увы, не удастся. Просто нет в бюджете необходимого количества денег. Поэтому, наверное, надо подготовить население – рано или поздно пенсионный возраст придется повышать. Но делать это необходимо постепенно, без ненужных шоков. Нельзя вот так просто взять да объявить, что с такого-то числа пенсионный возраст у женщин будет, к примеру, 58 лет, а у мужчин — 63. Нужно к этому страну сначала подготовить, провести необходимые реформы. А как это сделать? Первый этап — следует создавать государственные пенсионные фонды, чтобы пока не слишком поздно вы в вашем возрасте с вашей зарплатой могли туда хоть что-то перечислять. При этом именно госфонды, создание частных у нас недопустимо – у Беларуси пока нет таких возможностей. Нам надо сначала стать сильными, иметь другой ВВП и другую доходность, структурировать другую экономику, а если мы в этих вопросах будем полагаться на частный сектор, то в итоге проблемами таких фондов все равно придется заниматься государству. 

Кстати, я вовсе не поддерживаю того, чтобы государство резко поднимало пенсионный возраст. Если так случится, первым выступлю категорически против. Сначала ведь нужно создать условия. Дилетанты будут говорить, что таким образом у нас разом уменьшится количество пенсионеров, но если пойти на этот шаг и не создать перед этим дополнительные условия, то через пять лет мы будем иметь то же самое, что имеем сейчас: число пенсионеров вырастет и работающие не смогут за счет своих налоговых отчислений содержать их.

«СГ»: — Вы выступаете за превращение Беларуси в «восточнославянскую Швейцарию». И многим белорусам этот образ очень нравится: небольшая, уютная, нейтральная и финансово успешная. Но удастся ли нам это сделать при нынешнем балансировании между Россией и Западом? 

— Географическое положение, следует признать, у нас все-таки очень выгодное, и мы должны стремиться находить баланс там, где он пока еще не найден. В последнее время это и делает руководство страны – старается выстраивать отношения с Западом. Создает пошаговую стратегию сотрудничества, в первую очередь с нашими приграничными друзьями – с Польшей, Литвой, Латвией. Да, при этом где-то мы идем на уступки, но это важно, ведь в таких моментах важно уметь слушать друг друга. 

Сейчас наша позиция хорошая, европейцы тоже обратились во слух, ведь мы предоставили им хороший повод, продемонстрировав свою миролюбивую позицию по украинскому вопросу. Это прекрасная позиция, я ее полностью одобряю и поддерживаю, площадками «Минск-1» и «Минск-2» я просто горжусь. Да, мы находимся на каких-то политических качелях, но в этом нет ничего страшного. Для этого, может быть, нам приходится идти на какие-то компромиссы, которые не всем понятны. Но руководству страны надо в данном случае думать о людях. Да, Россия – это для нас традиционное направление. Но и Россия, и Европа – это наша история, и мы должны пытаться смотреть на эту историю с разных сторон. Я считаю, что белорусы должны гордиться любым нашим прошлым. 

На встречах с европейскими коллегами я всегда говорю только одно: надо снять санкции с Беларуси. Мы ведь имеем такую маленькую историю – всего 25 лет суверенитета, а у вас, у большой Европы, было так много времени на то, чтобы разобраться в том, как надо жить и развиваться. Белорусы ведь и сами заинтересованы в вопросах развития гражданского общества, и власть наша в последнее время показывает эту заинтересованность.

ЗА ГОДЫ, проведенные Сергеем Гайдукевичем на политической арене, его манера поведения не меняется. Все так же он заявляет о знании «реальных путей развития», но, правда, не рассказывает о них конкретнее. Он любит говорить о себе в третьем лице. А когда по сто раз слышишь о том, что «Гайдукевич знает и понимает», то уже невольно и задумаешься: а вдруг действительно либерал-демократу доступны новые, невиданные ранее секреты управления государством? Любит он говорить и о том, что его партия  — «крупнейшая и лучшая». В остальном же риторика Гайдукевича строится на критике оппонентов. Постоянно он ставит себя в противовес кому-то.

matveev@sb.by

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter