Сергей ДУБОВИК:

«Будущее нашей журналистики — за молодежью»

«Будущее нашей журналистики — за молодежью»


Совсем, казалось бы, недавно были подведены итоги вступительных испытаний 2008 года, а уже, можно считать, стартовала абитуриентская кампания–2009. В вузах прошло профессионально–психологическое собеседование. 620 юношей и девушек (кстати, на 100 больше, чем год назад) выбрали журфак. Руководителя Института журналистики БГУ Сергея Дубовика рост популярности и без того очень престижного факультета радует, но в общем–то не удивляет. «Таких условий, которые благодаря вниманию государства, лично Президента, открывшего год назад новое здание журфака на Кальварийской, 9, нет нигде на постсоветском пространстве! — подчеркивает он. — Просторные, светлые аудитории, три компьютерных класса, по последнему слову техники оборудованный телецентр, медиатека, возможность пройти практику в ведущих изданиях, на теле– и радиоканалах, мастер–классы у известнейших журналистов — все это позволяет готовить настоящих профессионалов, в которых нуждаются СМИ, особенно региональные».


С новосельем связано много добрых перемен. Студенты гордятся тем, что учатся в Институте журналистики. Ну а те, кто мечтает сюда поступить, задаются вопросами, которые были актуальны для абитуриентов и десять, и двадцать лет назад: журналистами рождаются или становятся? Можно ли научить писать? Какие требования сегодня предъявляются к «акулам пера и микрофона»? Что ждет в будущем печатные издания? Об этом размышляет директор Института журналистики Белгосуниверситета, кандидат филологических наук, доцент Сергей ДУБОВИК.


— Сергей Валентинович, согласитесь, журналистика никогда не была массовой профессией. По–вашему, это ремесло или работа для избранных?


— Работа для талантливых! И именно таких ребят я вижу на нашем профессионально–психологическом собеседовании — креативных, современных, грамотных, владеющих компьютерными технологиями и иностранными языками. Не сомневаюсь, получив диплом, они без труда вольются в творческие коллективы. А насчет ремесла — это давние споры... Да, на журфаке учат ремесленным навыкам: сбору и обработке информации, умению общаться с людьми, грамотно формулировать вопросы. Однако свою задачу мы видим не только в том, чтобы помочь ребятам состояться в профессии, но стремимся, чтобы за годы учебы они нравственно возмужали, стали патриотами своей страны. И, конечно, важно не погасить огонек в глазах студентов. Помните, как у И.Бунина: «Талант — это зернышко, которое надо посадить в хорошо возделанную почву и долго, терпеливо растить»... В этом профессорско–преподавательскому составу помогают 50 журналистов–практиков, они работают на 9 кафедрах института в качестве доцентов, профессоров. Ведут семинарские занятия, читают спецкурсы. Мы благодарны им за то, что не отмахиваются от наших ребят, возятся с ними, стараясь на практике обучить азам профессии.


— Что предлагает молодым и креативным журфак?


— Шесть направлений специальностей, одно интереснее другого. Три направления по специальности «Журналистика»: печатные средства массовой информации, аудиовизуальные СМИ, веб–журналистика. Плюс «Информация и коммуникация», «Журналистика международная», «Литературная работа». Самая молодая и очень востребованная специальность — веб–журналистика. Набор открыли в прошлом году: 10 бюджетных мест выделило Министерство информации, еще 10 человек учатся на платной основе. Ребята еще первый курс не окончили, а заявки на них от нанимателей уже идут потоком. Думаю, еще пару лет, и они смогут подрабатывать по специальности.


— Некоторые эксперты считают, что печатные средства массовой информации не выдержат конкуренции с Интернетом. Может, газетчиков и набирать–то больше не стоит?


— Уж сколько раз прочили гибель то театру, то кино, теперь вот газетам... Полагаю, в Беларуси бумажные и электронные СМИ долго будут существовать параллельно. Таков менталитет: в нашей стране печать традиционно пользуется и большим уважением, и спросом. Если посчитать, сколько газет приходится на 1.000 читателей, цифра окажется одна из самых высоких на постсоветском пространстве, да и в Европе. Люди доверяют прессе. Другое дело, что наш вдумчивый читатель, который привык доходить до сути каждого написанного в газете, сказанного в эфире слова, хочет, чтобы масс–медиа поднялись на новый качественный уровень: стали более содержательными, были хорошо оформлены независимо от того, республиканское это издание или местное. Взять ту же «районку». По популярности она зачастую опережает центральную прессу. Ее выписывают люди с разным уровнем образования: и главный агроном, и педагог, и рабочий, и пенсионер, а значит, газета должна всем им быть интересна! Вот задача, вот цель редакционной политики и ориентир для Института журналистики БГУ. Ведь, как в любой другой сфере, здесь все решают кадры.


— Вам не кажется, что с кадрами складывается достаточно парадоксальная ситуация: журфак ежегодно выпускает дипломированных специалистов, а руководители изданий по–прежнему сетуют на дефицит толковых сотрудников?


— Кто сетует, а кто и рад, потому что знает: конкуренции с нашим выпускником не выдержит... В 2008 году по поручению Министерства информации мы изучили кадровую ситуацию в региональных СМИ. Картина получилась нерадостная. Лишь половина творческих сотрудников имеют высшее журналистское образование. Вторая половина — практики, не имеющие никакой теоретической базы, кое–где изданиями руководят бывшие учителя, агрономы. При том, что они, безусловно, профессионалы, отсутствие профильного образования не может не сказываться как на уровне их выступлений, так и на общем уровне средств массовой информации, которые они представляют. Понятно, далеко не все, у кого за плечами солидный стаж, отважатся шесть лет учиться заочно. Поэтому мы открыли факультет повышения квалификации журналистских кадров. Теперь у людей, которые работают в СМИ, но не имеют диплома, есть возможность, отучившись два года заочно, получить квалификацию журналиста. Первые две группы уже приступили к занятиям. Вы бы видели, с каким воодушевлением, я бы даже сказал, азартом слушатели ходят на лекции! И не просто механически конспектируют — задают вопросы, высказывают свое мнение. Идет взаимный обмен информацией, опытом, что для нас тоже очень важно.


Мы выпустили 5 наименований книг из серии «Библиотечка журналиста» — хотим, чтобы в районные газеты пришла литература, в которой осмысляются процессы, происходящие сегодня на медийном поле. Убежден, что сочетание чисто практических навыков, знаний, умений с теорией позволит значительно повысить потенциал районных газетчиков, радийщиков, телевизионщиков. А им самим поможет на сто процентов состояться в профессии.


Еще одна проблема, очевидно обозначившаяся в региональных СМИ, — старение кадров. К сожалению, очень большой процент творческих работников — люди предпенсионного или пенсионного возраста. Да, у них есть опыт, а зарплата — неплохое подспорье к пенсии. Однако настораживает то, что нередко компьютер в редакции районной газеты всего лишь заменяет печатную машинку, верстка осталась с 70–х годов, а идея создать интернет–версию издания воспринимается, мягко говоря, без энтузиазма...


Хотел бы отметить, что все эти вопросы неоднократно обсуждались на совещаниях и в Администрации Президента, у министра образования А.М.Радькова, на коллегиях Министерства информации. В итоге была разработана Комплексная программа развития журналистского образования в стране на ближайшие 10 лет. Главное, на что она нацеливает Институт журналистики — повышение качества подготовки кадров, уровня региональных СМИ. Именно в этом русле мы и работаем.


— Когда–то хорошего университетского образования журналисту хватало на долгие годы работы в прессе. Но в век Интернета знания устаревают катастрофически быстро...


— Именно поэтому решено возродить утраченную с развалом Союза систему повышения квалификации журналистских кадров. Эту идею активно поддержали бывший ректор БГУ В.И.Стражев и нынешний С.В.Абламейко. В результате журфак был преобразован в Институт журналистики, где есть два факультета: академической подготовки, а также факультет повышения квалификации журналистских кадров. В нынешнем учебном году повысить квалификацию — познакомиться с новинками в сфере современной орфографии, организации работы местного радиовещания, работы интернет–СМИ и др. — смогут более 500 работников печатных изданий, теле– и радиостанций. В свою очередь для института это возможность самостоятельно заработать средства для дальнейшего развития материально–технической базы.


— Кстати, а насколько отвечает новым экономическим реалиям академическая подготовка?


— Безусловно, ситуация для масс–медиа сегодня непростая. Прошло время, когда государство могло позволить себе дотировать убыточные издания, теле–, радиоканалы. Нужно учиться самостоятельно зарабатывать деньги, выживать в нынешних экономических условиях. На совещании, состоявшемся недавно у министра образования, и еще ранее Министерством информации перед Институтом журналистики была поставлена задача: начать подготовку по абсолютно новой специальности «Менеджмент средств массовой информации». Уже ведется разработка необходимой документации. Сегодня в каждой редакции есть отдел развития, рекламная служба. Там требуются люди, которые разбираются в экономике, могут запустить проект, привлекающий читателя, зрителя, слушателя, знают, как сделать издание, канал, радиостанцию рентабельными, как заработать деньги. Первую группу студентов планируем набрать в 2010 — 2011 учебном году.


— Как вы считаете, будущее за универсалами, которые одинаково бойко пишут и для газеты, и для онлайн–издания, и для телевидения, за журналистами, специализирующимися на определенной тематике, или, быть может, за информаторами?


— Будущее — за молодежью, высокоэрудированными профессионалами, которые понимают свою роль в обществе, знают аудиторию, для которой работают, учитывают ее информационные запросы, прогнозируют, «как слово наше отзовется». И, конечно, будущее — за личностями. Именно они всегда определяли и будут определять лицо нашей журналистики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter