Источник: Знамя юности
Знамя юности

Сергей Безруков: роль Бендера – это актерский подарок

В прокат вышла приключенческая комедия «Бендер: начало», которая расскажет о становлении Остапа Бендера в качестве великого комбинатора. Сергею Безрукову в картине досталась роль Ибрагима Бендера – наставника и папы юного Остапа, вместе с которым они будут заниматься поисками царских реликвий. О своей новой хулиганской роли, поддержке жены и воспитании в детях чувства сострадания к ближним актер рассказал «Знаменке».

Фото Тимура Артамонова

– Сергей Витальевич, какие впечатления после съемок в новой интерпретации творений Ильфа и Петрова?

– Очень важно сразу оговориться, что это никакая не интерпретация, не экранизация Ильфа и Петрова, это наша история, чистая и оригинальная. Это приквел, где рассказывается о том, что было до. Здесь есть юный мальчишка Ося Задунайский – его сыграл Арам Вардеванян, и никакого Остапа Бендера еще не существует. Есть Ибрагим Бендер – Ибрагим-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, тот самый папа, аферист, турецкоподданный, который станет наставником юного Оси. Ибрагима Бендера не играл еще никто в истории, и я очень рад, что у меня появилась возможность сделать это первым.

– А Остапа Бендера вы когда‑нибудь мечтали сыграть?

– Безусловно, мечтал, потому что моим кумиром всегда был, есть и будет Андрей Александрович Миронов. Его Бендер в «12 стульях» Марка Захарова меня когда‑то поразил – настоящий романтик, импровизатор, великий Бендер… Очень люблю этот фильм, в котором все роли исполнили великие актеры. Марк Анатольевич умел собирать в своих работах настоящие соцветия. Отделаться от этого образа было, конечно, очень сложно, потому что Бендером Миронова я жил все эти годы. Получив же роль отца Остапа Бендера, я был очень рад, что мне не нужно кого‑то копировать, а уж тем более с кем‑то соперничать, особенно со своим кумиром. Здесь я был абсолютно свободен в трактовке образа Ибрагима Бендера, получился настоящий аферист, пират, пройдоха, прожженный, с колоссальнейшим опытом обмана и авантюрного склада. Очень яркий персонаж, и своей яркостью он в себя влюбил. Это такая комедия переодеваний, но в то же время здесь есть и глубокий смысл, как в любой хорошей комедии. Зрителю сейчас как никогда нужны такие яркие, насыщенные, безбашенные комедии, которые дают возможность просто выдох­нуть, особенно в наше сложное время. Это очень хорошая пилюля бесконечного счастья, драйва и хорошего настроения.

– Как вам работалось с молодыми коллегами? Они рассказали, что называли вас «машина юмора», потому что вы все время шутили и поднимали всем настроение.

– Это правда. Я не люблю, когда на съемочной площадке царит чересчур уж серьезная атмосфера, не люблю, чтобы люди грустили. Мне нравится живая атмосфера праздника, когда мы делаем общее дело и нам в кайф то, что мы делаем. Мне кажется, это очень важно. Я и в театре создаю атмосферу, когда мы живем творчеством, искусством, общим делом. Так что поднятие настроения для меня – основное правило и принцип поведения на съемочной площадке. 

Ибрагим-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, тот самый папа, аферист, турецкоподданный, который станет наставником юного Остапа.
Фото «Централ Партнершип»

– Вы действительно всегда улыбающийся и позитивный, сложно представить вас в плохом настроении…

– Я бываю разным, но считаю, что только позитив может спасти в нашем жестоком мире. И злословия много, и агрессии в наше время, потому такие фильмы, как «Бендер», особенно необходимы, чтобы поднимать людям настроение. Никогда не нужно отчаиваться, поэтому я улыбаюсь, даже когда сложно улыбаться. О своих трудностях предпочитаю не говорить, хотя их довольно много, я стараюсь давать надежду. Помните, как у Есенина: «Казаться улыбчивым и простым – самое высшее в мире искусство»… Все‑таки от артиста многое зависит, его энергетика очень важна: то, что он несет со сцены, какую надежду дает.

– Расскажите, что у вас сейчас в работе, какими планами и проектами живете?

– Сейчас у меня идут съемки двух проектов – сериал и фильм, смогу рассказать о них только после окончания съемок. Недавно выпустил спектакль «Казанова. Ars Vivendi», пока играем предпремьерные показы, а официальная премьера будет осенью. Но уже сейчас можно сказать, что получился спектакль-праздник, комедия с замечательным горинским юмором, который я очень люблю. Я сыграл Казанову во время его пребывания в России в эпоху Екатерины II. Художником-постановщиком и художником по костюмам в этом спектакле выступила моя жена Анна Матисон, она создала на сцене совершенно оперный мир (а у нее есть опыт работы в оперном театре, Аня много ставила в Мариинке и как режиссер, и как художник-постановщик), чему я очень рад. Это абсолютная опера, очень масштабная, зрелищная, в ней много юмора, острословия и того, что попадает в нас сегодняшних. И самое главное, что это комедия, после просмотра которой люди могут уйти с хорошим послевкусием. Нам всем сейчас этого очень не хватает в жизни – хорошего послевкусия, когда ты просто отдыхаешь душой, а потом идешь домой с отличным настроением. 

– На кого опираетесь в трудную минуту, кто вам подает пример?

– Семья и моя жена, которая всегда рядом. Аня мне очень помогает, в том числе и творчески. Я работаю самостоятельно, а она всегда рядом – и как художник, и как режиссер. Наша работа – это то, что мы можем обсудить дома, сразу, с ходу, у нас общие вкусы, и это тоже замечательно. Аня ценит меня как режиссера-постановщика, но я не иду в режиссуру кино, довольствуюсь театром, и мне это нравится. Мне нравится быть театральным режиссером, я постоянно думаю о следующих проектах и надеюсь, что их будет много. Потому что очень много идей и задумок.


– В кино в ближайшее время планируете какой‑то совместный проект с супругой?

– В следующем году выйдет серия новелл, объединенных одним названием – «Папы» (помните, раньше были «Мамы»), и вот одну из новелл снимает Аня. Она называется «Отпуск», и я там играю главную роль. Сюжет строится на очень важной идее о том, как семья принимает ребенка из детдома. Аня ведь много работает как сценарист, и тут она написала, как мне кажется, очень пронзительную историю о том, как адаптировать детдомовского ребенка, как полюбить его, как расположить к себе. И как взрослым привыкнуть к тому, что в доме теперь есть еще один ребенок, только приемный. Так что в этой новелле затронута весьма серьезная тема, хоть на первый взгляд она вроде бы легкая, игровая, забавная, но в ней заложен глубокий смысл. Это присуще Ане, она сама человек очень глубокий. Все ее работы всегда связаны с глубокими чувствами и эмоциями, все они о жизни, о душе.

– Для каждого родителя важно, чтобы его ребенок вырос хорошим человеком. Чему главному вы бы хотели научить своих детей?

– Самое главное, чтобы они обладали чувством сострадания, чтобы в любых ситуациях оставались людьми честными, искренними и порядочными. Наверное, этого желают все родители, но вот чувство сострадания наиболее важно в нашем жестоком мире, когда молодежь порой ведет себя очень зло и цинично, в тех же соцсетях. Чувство сострадания важно, ведь ты не проходишь мимо, а правильно реагируешь на чужую боль, чужое горе. Я хочу, чтобы мои дети выросли именно такими.


– Вы очень любящий и трепетный папа, как можно судить даже по тем видео, что вы выкладываете. Вы детям, наверное, ни в чем не можете отказать?

– Нет-нет, я очень рад, что мои дети в этом плане воспитанные ребята, тут у нас все хорошо. Веревки они из меня, конечно, не вьют, но то, что любви очень много,  правда. Воспитанием занимаюсь, иногда даже могу сыграть строгого папу, хотя мне это сложно дается, я все‑таки добрый папа. Но строгостью иногда подыгрываю, чтобы были определенные границы, я же артист и могу это сыграть. В воспитании должна присутствовать определенная степень строгости, но ни в коем случае не агрессии. Ты и уважения больше у детей вызываешь, если бываешь иногда в меру строгим. Детям ведь самим бывает сложно, когда у них нет границ, вседозволенность весьма губительна.

– Чем вас Маша и Степа в последнее время удивляли?

– Дети, которые рвутся в театр, – это всегда удивительно. Когда они с наслаждением смотрят спектакль, потом разбирают его, оценивают мою игру, как это делает Маша в свои четыре года. Она не по годам тонко чувствует происходящее на сцене. Недавно Аня снимала телевизионную версию спектакля «Пушкин», и дочка в нем сыграла Машу Пушкину. Сильно переживала, практически не спала ночь перед съемками, понимая, что у нее ответственная роль и нужно будет читать стихи со сцены. И даже после съемок продолжала переживать, что, возможно, у нее что‑то не получилось. Мы находили какие‑то совершенно уникальные слова, чтобы успокоить Машу. Меня поражает, что дочка уже невероятный перфекционист, ей всегда важно, чтобы все получилось на отлично. Не знаю, откуда в ней это, и не могу гарантировать, станет ли она актрисой или режиссером, но то, что в ней есть творческое начало, – это стопроцентно. А в сыне Степе очень много потрясающей эмпатии, он невероятной душевной организации ребенок, тонко реагирует на все происходящее, в нем сильно развит инстинкт сопереживания другим. Я очень ценю эти моменты – эмпатию и сострадание, считаю, что их обязательно нужно воспитывать во всех детях.

СЕРГЕЙ БЕЗРУКОВ

Родился: 18 октября 1973 года в Москве

Образование: Школа-студия МХАТ (мастерская Олега Табакова)

Семья: женат на режиссере Анне Матисон, дочь Мария (4 года), сын Степан (2 года)

Карьера: актер, режиссер, сценарист, продюсер. Художественный руководитель Московского Губернского театра. Снялся более чем в 100 фильмах и сериалах, среди которых: «Бригада», «Участок», «Есенин», «Поцелуй бабочки», «Каникулы строгого режима», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Матч», «Черные волки», «Мамы», «Млечный путь», «После тебя», «Годунов», «Обитель» и другие
Лика БРАГИНА, ООО «ТН-Волгоград» (специально для «ЗН»), фото из  личного архива Сергея Безрукова
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter