Сергей Багапш: «Абхазия стремится в Союз Беларуси и России»

Судьба Республики Абхазия остается одной из острых тем на пространстве СНГ. С кем и каким путем пойдет эта страна, сегодня волнует не только ее граждан, но и политиков сопредельных государств. Альтернатива предельно проста: либо Грузии удастся увлечь Абхазию за собой, в сферу влияния блока НАТО, либо республика продолжит развиваться свободно и независимо, самостоятельно выбирая достойных партнеров и союзников. Сегодня Президент Республики Абхазия Сергей БАГАПШ отвечает на вопросы газеты «Союзное вече» и представляет свое видение перспектив развития своей страны.

– Господин Президент, что бы там ни говорили европейские политики, Абхазия де-факто является субъектом международного права и четко сформулировала намерение развивать интеграцию с Россией, которая в данный момент формирует стратегические альянсы, такие как Союзное государство Беларуси и России ,  ЕврАзЭС и ОДКБ. Могла бы Абхазия как субъект международного права, к примеру, войти в состав Союзного государства Беларуси и России?
– Могла бы, желает и хочет. Что касается России, то мы будем развивать с ней и экономические, и политические связи, давно уже это делаем, мы намерены продолжать ту политику, которая сложилась у нашей республики с Россией сразу после войны с Грузией. Россия – гарант стабильности, благополучия многих постсоветских государств.
В последние годы наладили самые тесные и добрые отношения с Российской Федерацией. Этот и будущий год необходимо посвятить интенсивной работе со странами СНГ, с нашими друзьями, – это у нас хорошо понимают. Мы готовы разговаривать со всеми, кто хочет говорить с нами. На любые темы: и экономической интеграции, и политического взаимодействия, взаимных связей, взаимных контактов.
При этом я считаю, что одна из самых приемлемых форм сотрудничества – это быть в Союзном государстве.
– Тогда конкретный вопрос о совместном светлом будущем. Недавно в Сочи была делегация Международного олимпийского комитета, и есть надежда, что Сочи станет столицей Зимних Олимпийских игр. И в регион может хлынуть огромный поток туристов. Учитывая, что этот поток из России в Абхазию  за последнее время и без того увеличился втрое, очень возможно, большая часть гостей будущей Олимпиады захочет найти приют именно на земле Абхазии, например, в Гаграх. Готова ли Абхазия рассмотреть вопрос о своем участии в этом «олимпийском» процессе, создать какую-то программу и обеспечить болельщикам комфортное проживание?
– Это непростой вопрос, поэтому давайте по порядку. Если Сочи получает статус столицы Зимних Олимпийских игр, туда будет вложено 12 миллиардов долларов. Если по каким-то причинам не получает – в Сочи все равно инвестируют около 7 миллиардов долларов.
Но уже сейчас в России существует федеральная целевая программа развития Сочи. Мы тоже входим в эту федеральную целевую программу, пока поставляя в Сочи на возведение олимпийских объектов строительные материалы – отделочный камень, щебень, песок – причем в очень больших объемах. Будет открыто несколько совместных предприятий – для очистки русла рек и так далее.
Что же касается размещения болельщиков на нашей территории, то здесь есть некий политический аспект, с ним придется разбираться. Но до 2014 года времени еще много. Думаю, к 2009 году все у нас уладится, будет нормально и спокойно. И к 2014 году мы будем рады принять всех болельщиков. Дай Бог, чтобы Сочи выиграл этот олимпийский конкурс.
Руководство Абхазии строит свою работу в соответствии с  тем положением, в котором находится общество. Стараемся  делать все, чтобы в обществе была стабильность. Это необходимо, поскольку главная наша задача, которая была поставлена референдумом 1999 года, – это
борьба за независимость. Думаю, здесь успехи серьезные.
Во внешней политике приоритетом для нас остаются отношения с Российской Федерацией, с которой мы координируем наши действия. И это приносит свои серьезные плоды. Если два года назад к нам относились как к небольшой республике, с которой можно было считаться или нет, то сегодня все международные организации, поверьте, мнение наше учитывают.
Кое-кто из международных экспертов связывает будущее Абхазии с решением международного сообщества по независимости Косово. Хочу еще раз заявить: будет Косово независимым или нет, примет Совбез ООН такое решение или нет, мы не связываем свое движение к независимости с тем, что происходит в Косово. Мы свой путь выбрали и будем идти по нему до конца. Если признают Косово, но не признают Абхазию, то мы свою борьбу не остановим и будем добиваться независимости.
Конечно, сложно определить сроки, когда это произойдет – через год, два, месяц или полтора, но думаю, то, как развивается ситуация, и то, как к этому относятся Российская Федерация и руководство России, вселяет надежды.
Посол США в Грузии сделал официальное заявление, что США не признают состоявшиеся выборы в парламент Абхазии. Но я думаю, мы сумеем пережить это – как будто они раньше признавали все, что касается Абхазии. Да нам и не нужно пока ничье признание, мы не к этому стремимся.
У независимого государства, такого как Абхазия, обязанностей перед международным сообществом гораздо больше, чем привилегий и полномочий. Это нужно понимать, к этому нужно стремиться. Решить проблему международного признания Абхазии можно и нужно только одним способом. Построив свое государство. Создав правовые демократические институты. Достигнув согласия в обществе, присутствия в нем независимой прессы и оппозиции.
Мы не знаем, что будет завтра в Грузии и что будет через год или полтора. Грузия вступает в НАТО – как будет развиваться политическая ситуация, предсказать очень сложно. Поэтому есть небольшой отрезок времени для решения основных вопросов. Самое главное – вести политический диалог. Мы надеемся на поддержку России и уверены, что Россия это все прекрасно понимает.
В последнее время заморожен переговорный процесс с Грузией, причиной этому послужила ситуация в верхней части Кодорского ущелья. Мы считаем, что поступили правильно. Пока вопрос о Кодорском ущелье не будет решен на первом этапе политическими, точнее, дипломатическими методами, мы к переговорному процессу не приступим.
В СМИ периодически появляется информация о нашей возможной встрече с президентом Грузии. Действительно, такие разговоры идут, предложения с грузинской стороны тоже есть. Мы не говорим об условиях встречи, я лишь считаю, что такая встреча возможна, если будут решены некоторые вопросы. Первое – та провокация,  которая была в Кодорском ущелье, силами Грузии должна быть закончена. Надо вывести оттуда полицейские формирования и так называемое временное правительство.
Второе – надо неукоснительно соблюдать все ранее достигнутые договоренности. Иначе, спрашивается, для чего вести переговоры? Ну и третье – мы готовы к встрече, если мы подпишем документ о невозобновлении военных действий. Под гарантии «друзей Генерального секретаря Организации Объединенных Наций», России и Соединенных Штатов.
Другая проблема, которая беспокоит многих, – ситуация в Гальском районе. Не будем забывать, что большая часть Гальского района – это этнические абхазы, которые в свое время потеряли свою национальность. Как они определятся в этой жизни – сложно сказать, но нам нужно проводить работу для того, чтобы они быстрее и безболезненнее интегрировались в наше общество.
Сегодня в Гальский район вернулось порядка 5 тысяч беженцев. Кроме того, по нашим данным, сейчас в Абхазии живут 60 тысяч грузин. Я думаю, что их интеграция происходит в спокойной, нормальной обстановке.
Гальцы будут получать абхазские паспорта. Те, кто хочет быть гражданами Абхазии и выполнять ее законы, будут жить в Абхазии – другого просто не дано. Это не значит, что мы какую-то часть готовы депортировать – абсолютно нет. Мы, власть, должны сделать так, чтобы наша республика была всегда привлекательной, чтобы люди здесь жили достойно.
Разделение общества никогда не приводило ни к чему хорошему. Мы вышли из тяжелой ситуации во время президентских выборов и возвращаться туда не можем. Этого нам не простят ни народ, ни будущее поколение. Поэтому сегодня наша единственная цель – стабилизация.
Я всегда говорю, что наши дороги, здания, мосты, школы, больницы мы восстановим  за два-три года. А вот чтоб восстановить мир в сердцах и душах людей, нужны годы спокойной и кропотливой работы. И не только руководства – всего общества. Люди должны понять, что другого пути у нас в Абхазии просто нет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter