«Серьезное государственное дело не должно превращаться в фарс»

Любая, даже самая совершенная идея может быть сведена к абсурду, если возвести ее в абсолют...
Любая, даже самая совершенная идея может быть сведена к абсурду, если возвести ее в абсолют. Об этом, если коротко, шла речь в материале «Серьезное государственное дело не должно превращаться в фарс» А.Сюльжиной («СБ» от 27.10.2006 г.), в котором описаны нюансы, связанные с проведением тендеров по закупке комплектующих, техники, автомобилей. К сожалению, все сказанное — правда. Благая цель — снизить себестоимость продукции, а в конечном итоге и цены, — во имя которой вводился механизм проведения тендерных закупок в стране, достигается слишком прямолинейно. Условно это выглядит так: покупатель должен приобрести товар максимально дешево, а продавец — сбыть продукцию любой ценой, не заботясь затем ни о чем, ведь вторых торгов может и не быть.

Отдав приоритет цене, все как будто забыли, что низкая стоимость — это еще и следствие адекватного качества. И что делать потом, скажем, с краской для полов, стирающейся через 2 недели, или клеем для автомобильных стекол, после применения которого они «благополучно» выпадают, а дешевое оборудование оказывается бывшим в употреблении или восстановленным из неликвидов? Примеров сотни. Множество бумаг уходит на оформление таких закупок. А сколько денег, по сути дела, выбрасывается на ветер?

Мы прекрасно понимаем, что в некоторых областях хозяйствования проведение конкурсов (тендеров) просто необходимо. В архитектуре, строительстве, например, для выбора наиболее достойных проектов. И только конкуренция между несколькими производителями аналогичных товаров позволяет определить соотношение цены и качества. Просто разумные начинания нельзя доводить до крайностей, распространяя их бездумно на все. Повсеместным внедрением тендеров сведены на нет такие понятия, как качественный товар, надежный поставщик, партнерские отношения. Хотя этого можно было избежать, если поинтересоваться некоторыми аспектами экономической истории.

Знаменитый Генри Форд хотел построить гигантский промышленный комплекс по производству автомобилей с собственным портом и разветвленной сетью железных и шоссейных дорог. Цель? Полный контроль. Желая наладить надежное и бесперебойное снабжение своих заводов сырьем и материалами, Форд инвестировал средства в угольные шахты, железорудные месторождения, участки строевого леса, стеклодувные фабрики. 2,5 миллиона акров земли в Бразилии под каучуковой плантацией он символично назвал Фордландией. Настолько велико было желание капиталиста держать под контролем все товарно–материальные потоки, циркулирующие между более чем 40 его добывающими, сборочными и обслуживающими предприятиями в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, Южной Африке и дилерами его продукции, разбросанными по всему миру. Это был один из самых грандиозных в истории проектов вертикальной интеграции.

Но с течением времени Форд понял, что ошибся и просто нуждается в посторонней помощи многочисленной армии независимых поставщиков продуктов и услуг. Он обнаружил, что специализированные фирмы выполняют наиболее важные функции ничуть не хуже, чем его собственный управленческий аппарат. А по качеству работ и издержкам такие специалисты зачастую оставляли позади фордовские подразделения. Вскоре независимые фирмы стали полноценными участниками снабженческо–сбытовой сети Форда, а приоритеты в общекорпоративной стратегии сместились от контроля на основе собственности к контролю с помощью управления партнерскими отношениями.

В нашей стране многие предприятия и фирмы, занимающиеся оказанием услуг, поставками материалов и оборудования, накопили значительный опыт, обладают большими связями как в стране, так и за рубежом. Иностранные заводы и фирмы предоставляют этим специализированным организациям дилерские права, определенные преференции. Выросли квалифицированные кадры, прекрасно владеющие техническими и потребительскими характеристиками поставляемых продуктов. Покупать полностью растаможенные, подготовленные к продаже изделия, как правило, оказывается выгоднее, чем заниматься снабжением каждому предприятию в отдельности. Между тем тысячи людей на заводах и предприятиях заняты оформлением паспортов сделок, таможенных документов и других бумаг плюс командировочные, транспортные и прочие расходы. В результате закупаемая таким образом продукция оказывается «золотой». Просто нет методик, которые могли бы учесть все расходы, а если и есть, то никому это не нужно. Главное — создать иллюзию, что куплено дешевле и без посредников.

Роль солидных добросовестных фирм, владеющих качественным товаром, незаслуженно принижена. Разрушаются давние связи, проверенные годами совместной работы. Кроме того, о каком тендере можно вести речь, если есть, скажем, в России единственный завод, выпускающий какую–то продукцию, и у него в Беларуси — один дилер? Товар известен, цены тоже, торговаться можно лишь о величине надбавки. А если кто–то предлагает такое же изделие по ценам ниже заводских, то есть очень серьезный повод сомневаться в его качестве. Это может быть залежалый или восстановленный товар. Очень редкое и уникальное оборудование, как правило, ввозит один поставщик. Но все равно надо проводить тендер. А коль альтернативы нет — тендер считается несостоявшимся. Надо готовить новый. Уходит время, срываются сроки ввода в эксплуатацию оборудования, предпринимаются обходные маневры.

Мораль: инструкции о проведении тендерных закупок должны быть гибкими, давать возможность потребителям принимать решения самостоятельно, с учетом здравого смысла и целесообразности. Кроме того, устоявшиеся многолетние деловые отношения между поставщиками и заказчиками повышают уровень ответственности за своевременность отгрузки товара и гарантируют его качество, дают возможность производить техническое сопровождение продукции, оперативно реагировать на замечания производственников, внедрять новые разработки. Всего этого нет и не будет у разовых, случайных поставщиков. Таковы экономические законы маркетинга, в которых существует разделение труда как на международном, республиканском уровне, так и на уровне предприятия. Как убедился на собственном опыте Генри Форд, ни одна фирма, ни одно предприятие не может быть абсолютно самодостаточным в создании рыночного ассортимента. Целесообразность и расчет — вот главный козырь любых экономических взаимоотношений.

Валерий СТАРЖИНСКИЙ, доктор философских наук, профессор кафедры БНТУ, Николай СКЛЯР, директор УП «Гидравлик–Центр», Молодечно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter