Случай решает все. В судьбе Юлии Щаснович такое событие произошло в конце прошлого года, когда ее познакомили с Владимиром Спиваковым. А на днях маэстро прислал молодой исполнительнице подарок. Особый — серебряную флейту. Как состоялось знакомство с маэстро Спиваковым и как студентка Белорусской государственной академии музыки удостоилась дорогого подарка (цена инструмента 5.600 евро!), Юлия рассказала в своем первом интервью...
— Как вы познакомились с Владимиром Теодоровичем?
— В декабре прошлого года он давал в Минске концерты. А мой педагог — заслуженный артист и профессор Борис Ничков подошел к Спивакову и попросил меня прослушать. Мы встретились в академии музыки, и я сыграла для маэстро «Кармен» Борна.
— Покажите мне человека, которому не нравится «Кармен»...
— В том–то и дело, эта виртуозная фантазия на тему оперы Бизе очень популярна и часто исполняется флейтистами. Видимо, я попала в точку, Спивакову мое исполнение понравилось, и он спросил, какой фирмы флейты лучше. С 7–го класса у меня флейта японской фирмы Yamaha. Но всегда мечтала об особой флейте Muramatsu — она тоже японская, но более профессиональная. Об этом я и сказала маэстро, ну а дальше — вы все знаете... Спиваков уже много лет занимается благотворительностью. Нашему Ивану Каризно, к примеру, он подарил виолончель.
— Сегодня еще существуют деревянные флейты?
— Их делают мастера, но у деревянных инструментов звук другой — приглушенный. Есть еще и золотые флейты. В мире музыкальных инструментов происходит то же, что и в автомобильной индустрии — каждый год появляются все лучшие и лучшие «модели».
— Юлия, вы остались сиротой в довольно раннем возрасте. Как вам хватило воли и терпения не забросить занятия музыкой?
— Если коротко: я больше ничего не умею делать. Музыкой занимаюсь с шести лет... И сейчас это моя единственная профессия: работаю учителем флейты в музыкальной школе.
— А если вдруг Спиваков позовет вас в Москву?
— Его оркестр камерный, струнный, флейты там не нужны. Только если играть не в составе оркестра, а солировать. Поэтому приглашения могут быть разовые. Но я бы согласилась поработать. В следующем году, в апреле, Владимир Теодорович вновь приедет в Минск с фестивалем «Владимир Спиваков приглашает», и я буду в нем участвовать. Кроме того, он руководит Молодежным симфоническим оркестром СНГ и взял меня туда первой флейтой. Недавно в Москве, в Доме музыки, я впервые в жизни репетировала с «Виртуозами Москвы» — выдающимся оркестром, лучшими музыкантами мира!
— А какие мировые звезды–флейтисты вам импонируют?
— Больше всего нравится игра француза Эммануила Паю. Вообще французы–духовики очень сильные — это у них, видимо, в крови: мягкое, аккуратное, виртуозное звучание инструмента. А мы воспитаны на русской школе: у нас звук более грубоватый, прямолинейный.
— А вы как хотите играть?
— Ну конечно, как французы! Для этого нужно слушать хороших музыкантов, работать — над звуком, техникой. Сначала, когда я только осваивала азы, в инструменте все шипело, не выдувалось... Но чем больше с флейтой высиживаешь часов, тем лучше потом играешь.
— Какую вы музыку слушаете?
— Стараюсь классическую, если есть время. Флейтовую, конечно, в первую очередь. И эстраду. В основном зарубежную.
— А белорусскую?
— Есть прекрасные песни, но я не знаю авторов: слышала по радио, а потом удивлялась, что это наши.
P.S. Я попросил Юлию что–нибудь исполнить на новом инструменте. Она сначала замялась. А потом призналась, показав заклеенный пластырем палец: «Вот, резала вчера курицу и поранилась — несколько дней не смогу по–настоящему хорошо играть». Скромность — черта этой талантливой девушки. Но она все–таки взяла в руки серебряную флейту. И виртуозными движениями пальцев «вызвала» из «дудочки» мелодию Баха...