В отношениях Минска и Москвы, кроме геополитических, есть и чисто человеческие интересы

Сердцу не прикажешь

В отношениях Минска и Москвы, кроме геополитических, есть и чисто человеческие интересы


Подготовка к совместным учениям: в Санкт-Петербурге встречают летчиков Вооруженных Сил Беларуси

Как и для Беларуси, ключевыми для российской внешней политики в 2016 году станут темы безопасности и диверсификации экономики. В стратегии безопасности России на 2016 год одними из главных угроз для страны названы низкая конкурентоспособность и зависимость от экспорта сырья. Поэтому важнейшая задача государства – устранение дисбалансов в экономике. Как заявил помощник секретаря Совбеза России Сергей Вахруков, снижение уязвимости от внешних факторов и прагматичное участие в международном сотрудничестве должны помочь в решении приоритетных задач нашей экономической безопасности. Тут мы с белорусами заодно: вместе-то мы сильнее.

Пример – недавнее официальное заявление белорусского государственного концерна «Белнефтехим» от 16 января: «Белорусские НПЗ переработали в 2015 году рекордные 23 миллиона тонн нефти». На двух белорусских НПЗ (Новополоцк и Мозырь) объем переработки нефти в январе – декабре 2015 года составил 23 млн  тонн – на 3,2% больше уровня 2014 года. Это рекордный показатель нефтепереработки в истории Республики Беларусь, хотя в связи с падением цен на нефть дополнительных скидок в 2016 году от Роснефти получено не было. При этом 100 процентов добываемой в Беларуси сырой нефти отправляется на экспорт без переработки.

Заметим, что в связи с неблагоприятной мировой конъюнктурой расчеты Мин­энерго Беларуси на новую скидку на газ к льготной цене Газпрома для ЕАЭС также не реализовались. «Партнеры из Беларуси не получат в 2016 году еще большую скидку на российский газ, чем было оговорено ранее», – заявил 13 января замминистра энергетики России Анатолий Яновский.

Но в любом случае союзные внутренние цены на энергоносители не имеют прецедентов в мире. Куда хуже обстоят дела для соседних с Союзным государством стран, где усилия властей по диверсификации источников газоснабжения привели к скачку внутренних издержек и расходов населения в разы, не говоря о перебоях в энерго-обеспечении. «Газпром» после Рождества направил НАК «Нафтогаз Украины» счет на оплату газа, невыбранного украинской компанией в III квартале 2015 года по условию «бери или плати» на сумму 2,549 млрд долларов. Дело имеет ясные международные судебные перспективы. А вот попытки Киева шантажировать Москву пересмотром тарифа на транзит и срывом последнего, наоборот, чреваты конфликтом с ЕС.

Надежды на шелковый путь

Как и Минск, Москва возлагает надежды на сотрудничество с КНР в пре­одолении спада, рассчитывая на участие в китайской инициативе Экономического пояса Шелкового пути. Пока идет проработка проекта, 

15 января 2016 года состоялся альтернативный «демонстрационный рейс контейнерного поезда» по маршруту Украина – Грузия – Азербайджан – Казахстан – Китай. Но транзит через Беларусь и Россию остается более экономически обоснованным, считают эксперты, и китайцы от него не откажутся. «Россия является важным участником и имеет существенные преимущества в проекте экономического пояса нового Шелкового пути», – заявил посол КНР в Москве Ли ­Хуэй. Во-первых, потому что страны связывает «уникальное географическое соседство» и китайско-российская граница протяженностью 4300 километров. Вторым фактором дипломат назвал «уникальное политическое взаимодоверие стран».

Доверие как гарантия

Вот он – ключевой элемент всех долгосрочных геополитических союзов – доверие. Братские народы – белорусы и россияне – не забывают об общей истории и вместе строят будущее. Приезжают друг к другу как к себе домой. Эта уверенность друг в друге – гарантия независимости и стабильного развития. Лидеры обеих стран понимают это хорошо. До сих пор стратегический уровень союзничества Минска и Москвы никогда не ставился под сомнение и не увязывался с естественным искушением сторон обеспечить интересы своих производителей и потребителей. Это правило – залог общей неуязвимости и солидарной внешней политики.

Мишень для США

Именно поэтому Союзное государство становится в 2016 году приоритетной мишенью внешней политики США и НАТО, их планом по «цветной» реорганизации региона. Так называемая равноудаленность Минска от Москвы и ЕС, по задумке западных стратегов, – первый шаг к втягиванию «слабеющего режима» в геополитическую игру «платформа миротворчества между Востоком и Западом».

В докладе американского разве-дывательно-аналитического агентства Stratfor от 2 января уделено серьезное место Союзу Беларуси и России  как краеугольному элементу интеграции на постсоветском пространстве. Как всегда, эксперты центра рисуют новый мир, где США скоро займут подобающее им лидерство во всей Восточной Европе. В следующие 25 лет, полагают эксперты центра, «непоколебимая лояльность» Беларуси к России может оказаться под вопросом. В докладе Stratfor вбрасывает перспективную, на взгляд Вашингтона, идею, что «преемник Лукашенко легко может выбрать иной курс», ведь лояльность Минска, мол, базируется «на одном человеке». Вывод: скоро Беларусь может «присоединиться к прозападному лагерю».

Смена лидера «не обязательно приведет Беларусь к присоединению к ЕС или НАТО, – отмечается в докладе. – Но страна может двигаться к усилению связей с соседями и потенциально к созданию блока, похожего на польско-литовское содружество, который будет включать Украину и страны Балтии. США, заинтересованные в долгосрочном сдерживании России, этот блок, скорее всего, поддержат». Очевидно, Речь Посполитая грезится не только польским и литовским правым, но и американским неоконсерваторам.

Что думают в Минске


Главные риски – в экономике


Как Беларусь будет выстраивать в этом году свои отношения с Россией, ЕАЭС и Западом

Арсений Сивицкий, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований:

– В 2016 году ключевыми для белорусской внешней политики остаются темы бе-зопасности, диверсификации экономики и повышения своего статуса как миротворца.

В контексте российско-белорусских отношений особое внимание будет уделено совместному преодолению кризисных явлений, с которыми столкнулись наши экономики, особенно на фоне ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и падения мировых цен на нефть.

Именно по этой причине Минск и Москва в рамках Союзного государства намерены реализовывать пакет антикризисных мер. Белорусская сторона готова принять самое непосредственное участие в программах импортозамещения России.

Главные риски для Беларуси сегодня лежат в экономической сфере. Поэтому для официального Минска задача задач этого года в том, чтобы максимально диверсифицировать рынки сбыта белорусской продукции. На это нацелены не только службы маркетинга предприятий-экспортеров, Торгово-промышленной палаты Беларуси, но и все силы МИД страны. Кроме того, в этом году перед государством стоит вопрос реформ в экономике и ее модернизации. Только в таком случае можно будет увеличить приток иностранных инвестиций и технологий. Так что белорусская внешняя политика будет подчинена прежде всего достижению этих целей.

Площадка для переговоров

Беларусь в этот не простой для мировой политики и экономики 2016 год вступает как государство, значительно увеличившее свои региональный вес и значение. Это обусловлено как миротворческими усилиями Минска по организации переговорной площадки для поиска решения украинского кризиса, так и нейтральной военно-политической позицией. С учетом пролонгации действия Минских соглашений на 2016 год белорусская столица по-прежнему сохранит за собой этот статус.

Белорусское руководство уже заявляло о своей готовности стать посредником для разрешения конфликта между Россией и Турцией из-за сбитого российского бомбардировщика Су-24.

Официальный Минск полагает, что у него есть позитивный опыт организации подобных переговоров, к примеру, в формате саммита Таможенный союз – Украина – ЕС летом 2014 года.

В прошлом году ЕС при­остановил экономические и политические санкции в отношении Беларуси до конца февраля, а США заморозили экономические ограничения до конца апреля нынешнего года. Учитывая, что у России сейчас напряженный период в отношениях с некоторыми странами и институтами Запада, ей, возможно, пригодится белорусский «санкционный» опыт. Так, российская делегация решила не ехать на первую в году сессию Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбург. А белорусской делегации до сих пор не вернули в ПАСЕ статус спецприглашенного.

Новые реалии требуют новых институциональных подходов в отношении с западными странами. В целом Минск заинтересован углублять 

экономическое взаимодействие с западными странами, и здесь перспективным шагом может быть разработка нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Беларусью и ЕС, учитывающего ее членство в ЕАЭС. Все это – не в ущерб своим обязательствам в рамках ЕАЭС, который по-прежнему является главным внешнеполитическим и экономическим приоритетом для Беларуси. 

Партнеры по ЕС

Минск надеется, что партнеры по ЕАЭС более внимательно отнесутся к антикризисному плану, предложенному белорусской стороной, как председательствующей в этой интеграционной структуре в прошлом году. Беларусь настаивает не только на немедленном устранении всех изъятий и ограничений во взаимной торговле между участниками ЕАЭС, но и на углублении промышленной кооперации и координации политики в других отраслях экономики.

Большие надежды Беларусь также возлагает на участие в китайской инициативе Экономического пояса Шелкового пути. По итогам визита в Минск председателя КНР Си Цзиньпина в мае прошлого года стране была отведена стратегическая роль в реализации этого масштабного проекта в Восточной Европе. Тем более что основным проектом сотрудничества в рамках ЭПШП должен стать Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень». Это заставляет белорусские власти держать в зоне повышенного внимания меры по совершенствованию бизнес-климата в стране.

Для белорусской внешнеполитической повестки дня актуальной остается идея «интеграции интеграций». Именно в ее контексте Беларусь будет выстраивать свои отношения с другими интеграционными образованиями и решать актуальные проблемы, в том числе в треугольнике Россия – Украина – ЕС. Ведь именно в сотрудничестве, а не в конфронтации заключается залог успешного преодоления тех кризисных тенденций, с которыми столкнулись наши страны.

Автор публикации: Олег ШЕВЦОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter