Сердцебиение по закону Архимеда

Белорусская кардиохирургия готова сказать свое веское слово в шумной полемике вокруг пересадки сердца.
Белорусская кардиохирургия готова сказать свое веское слово в шумной полемике вокруг пересадки сердца. Не имея пока возможности трансплантировать орган донорский, медики пошли альтернативным путем и в тандеме с учеными сконструировали искусственный желудочек сердца. Забиться в груди у первого больного искусственное сердце может уже через несколько лет.

Вот уж не думали специалисты РНПЦ "Кардиология", что им придется первыми в стране оперировать... баранов. Это был обязательный этап эксперимента, после испытаний механического сердца на смеси, имитирующей плазму, и на крови животных. Четыре года шла работа, ломали голову конструкторы, вносили свои коррективы медики, пока наконец не появилась последняя модель - "пятерочка", как любовно называет искусственный желудочек его автор - главный специалист отдела перспективных разработок УП НПО "Центр" Олег Попов. С виду - небольшой, весом всего 156 граммов, прибор, в основу которого положен Архимедов винт, а по сути - суперсовременная технология, которую Олег Борисович собирается защищать тремя патентами на изобретение. Методом проб и ошибок удалось создать насос, который, не разрушая кровь, поможет продлить жизнь самой тяжелой категории сердечников.

По образному выражению корифея белорусской медицины академика Георгия Сидоренко, сердечная недостаточность для человека - "финишная прямая". Здесь рано или поздно становятся бессильными лекарства, и пациенту остается одно - жить надеждой. Даже трансплантация не смогла бы полностью решить проблемы: из 100 белорусов, ежегодно нуждающихся в пересадке, донорское сердце нашли бы в лучшем случае для каждого третьего. Да, есть другие методики, но, как показывает практика, они зачастую слишком рискованны - больному органу, чтобы "прийти в себя", требуется время - мистические 40 дней. Искусственное сердце - идеальный выход в обоих случаях: оно служит, с одной стороны, своеобразным мостиком в ожидании пересадки (а иногда и заменяет ее), с другой - страховкой для пациента до, во время и после операции.

Искусственные желудочки существуют и на Западе, но стоят они очень дорого. Есть у них и свои "узкие места". Например, многие чрезвычайно громоздки. Весь мир обошли снимки: больной катит перед собой тележку с генератором, от которого идут шланги к сердцу. Как объяснила заведующая отделением экстракорпорального кровообращения РНПЦ "Кардиология" Лиана Шестакова, побочным эффектом таких конструкций могут также стать образование тромбов, кровотечение или разрушение клеток крови, кроме того, это ворота для разнообразных инфекций. "Белорусское" сердце как раз и создавалось с учетом всего мирового опыта. В результате оно получилось в три раза дешевле импортных, удобным, безопасным и эффективным.

Для стран СНГ отечественная разработка вообще беспрецедентна. "Вы опередили нас на три года", - удивились специалисты из московского Института трансплантации и искусственных органов. Но нашим медикам, чтобы выйти за рамки эксперимента, необходим чудо-станок, который будет обтачивать основную деталь 175 (!) часов подряд. Ведущий кардиохирург страны, основной идеолог и руководитель этого проекта, лауреат государственной премии Юрий Островский оценивает сумму инвестиций в полмиллиона долларов. Но эти деньги вернутся сторицей: "Белмашприбор" готов выпускать гораздо больше, чем те 50 - 70 насосов, в которых нуждается Беларусь ежегодно, а значит, работать как минимум на все СНГ. Есть тут и стратегическая выгода. Пересадка сердца - это в определенном смысле марка страны, показатель уровня развития науки вообще и медицины в частности. Американцы, израильтяне, россияне восторженно отслеживают каждый шаг своих кардиохирургов, а ведь ликовать должны мы, белорусы. У нас свой маршрут, уводящий от роковой "финишной прямой".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter