Сердце Тевтонского ордена

Разгромив 15 июля 1410 года рыцарей Тевтонского ордена у селения Грюнвальд, объединенное польско-литовско-русское войско двинулось на Мальборк — столицу и оплот крестоносцев...

Его попытался  штурмовать  наш  корреспондент  через…  шестьсот  лет  после  реального  штурма 

Разгромив 15 июля 1410 года рыцарей Тевтонского ордена у селения Грюнвальд, объединенное польско-литовско-русское войско двинулось на Мальборк — столицу и оплот крестоносцев. Предстояла длительная осада неприступного замка, от исхода которой зависела судьба не только немецкого ордена, но и государственного устройства Европы. В это же время, но почти на 600 лет позже, подъезжал к Мальборку и я… 

Город, расположенный на севере Польши, поначалу показался пустынным, но по мере приближения к замку все чаще начали попадаться рыцари, оруженосцы, другие представители средневековых «диаспор», да и мирских людей хватало. Все собирались на осаду замка. На всякий случай прибыло несколько пожарных машин — в битве что угодно может случиться. 

И вот уже первые огненные вспышки осветили вечернее небо, послышались удары мечей. От выстрелов пушек вздрагивали дамы сердца и просто праздные зрительницы. Началась осада Мальборка. 

Как говорится, смешались кони, люди. На крепостные валы, защищаемые войском Генриха фон Плауэна, принявшего командование орденом после гибели под Грюнвальдом высокопоставленных чинов, двинулись «наши». В историческом аспекте слово «наши» можно употребить и без кавычек, так как значительная часть войска союзников состояла из белорусов: полочан, оршанцев, лидчан, кревлян, могилевчан — по оценкам историков, жителей примерно 25 населенных пунктов современной Беларуси. А возглавлял армию ВКЛ великий Витовт. 

Зная о неприступности замка, союзники не торопились — они полностью его окружили и начали обстреливать с четырех сторон. Говорят, немного повоевав, высшие тевтонские чины собрались на совещание в летней столовой. Каким-то образом узнав об этом, союзники начали палить по ней из трофейной пушки «Бешеная Грета». Целились канониры в колонну, подпиравшую свод столовой, рассчитывая обрушить крышу на головы тевтонцев. Но крестоносцам повезло — каменное ядро в полтонны весом полетело по своей траектории и, пробив крышу, застряло в стене. Рыцари отделались лишь легким испугом. Кстати, роковое ядро до сих пор сидит среди кирпичей. 

Но возможность увидеть его представилась мне только утром — в перерывах между осадами замка. Как оказалось, увиденное в первый день — это лишь генеральная репетиция, «настоящий» штурм был назначен на завтра, 21 июля. Но исход и репетиции, и реальной инсценировки предрешен заранее — более 400 лет взять мальборкский замок никому не удавалось. После почти двухмесячного боя Витовт снял осаду, и армия ВКЛ ушла на родину. Великий князь решил, что дело сделано. Многие историки считают, что только это решение нашего соотечественника спасло тогда тевтонцев от окончательного уничтожения. Но вскоре было вынуждено отступить и польское войско под предводительством двоюродного брата Витовта — небезызвестного короля Ягайло. 

Однако, несмотря на спасение в стенах Мальборка, Тевтонский орден рыцарей-крестоносцев начал чахнуть, переживая глубокий внутренний кризис и серьезные финансовые проблемы, и в начале XVI века некогда могущественное государство перестало существовать. Мальборк же еще раньше, в 1457 году, был продан наемными войсками  польскому королю Казимиру Ягеллончику за огромную по тем временам сумму — 190 тысяч форинтов, или 600 килограммов золота... 

Но мы торопим события. Давайте вернемся на несколько столетий назад, когда все еще только начиналось. В 1226 году польский князь Конрад Мазовецкий пригласил тевтонских рыцарей, дабы те помогли усмирить агрессивные племена язычников-пруссов и обратить их в христианство. Вскоре крестоносцы, теряя свои позиции в Палестине, окончательно обосновались на территории современной Польши. Они построили здесь 120 замков и в 1309 году образовали одно из самых могущественных государств на южном побережье Балтики со столицей в Мальборке. Сам Мальборкский замок начал возводиться в 1270 году. Сначала это была относительно небольшая крепость-монастырь, но затем она выросла в крупнейший замок. Даже на сегодняшний день Мальборк считается самым большим зданием из кирпича, когда-либо возведенным человеком. Все три его замка — Высокий, Средний и Низкий — занимают площадь в 21 гектар. Неудивительно, что разобраться в хитросплетении башен, костелов, залов и переходов оказалось не так-то и просто. Да и нужно ли? Расскажу лишь о самом примечательном. 

В первую очередь, это вход в замок. Проникнуть в Мальборк постороннему было по меньшей мере нереально. Пройдя по длинному мосту через реку Ногат — правый рукав Вислы, путник оказывался у длинного арочного коридора со множеством ворот и решеток. В случае чего одно из препятствий просто-напросто закрывалось. Пройдя охрану и прочие преграды, попадаем во внутренний двор Среднего замка. В его стенах находились помещения главных чиновников, управляющих орденским государством, располагалась гостиница для приезжих рыцарей, госпитали, склады оружия, устраивались пиры и развлечения. Нечто подобное здесь и сейчас: в подвале — ресторан, в различных помещениях, в том числе и в бане, размещены коллекции (всего их 23). Ажиотаж прежде всего возникает в зале старинного оружия и рыцарских доспехов. Диву даешься, сколько было придумано различных ухищрений, чтобы либо самому ранить противника, либо, наоборот, уберечься от смертельных ударов. Да уж, воинственный был народ! Впрочем, боевым духом отличались не только люди, но и лошади — для них имелись специальные намордники, дабы уберечь животных от укусов друг друга. 

Хотя великие магистры ордена выглядят не так уж и страшно. Статуи четырех из них, самых отличившихся, приветствуют вас во дворе Среднего замка. Винрих фон Книпрод, например, вообще больше похож на боярина или купца. Это при нем, одном из наиболее длительно правивших магистров, Тевтонское государство достигло своего расцвета. 

Самое время переместиться во дворец великих магистров. Правда, если у входа в него меня встречали эти самые магистры, или, по-другому, гроссмейстеры, то внутри были изображения польских правителей. Запомнилась датированная 1550 годом скульптура Казимира Ягеллончика, того самого короля, который выложил за замок немалую сумму денег. 

По высокому подъемному мосту-переходу направляемся в Высокий замок. Под комментарии экскурсовода невольно поднимаю голову вверх: как раз надо мной «смертельная дыра» — еще одно средство обороны. В случае проникновения противника на территорию замка дальнейшее его продвижение сопровождалось бы льющимся на голову кипятком. 

По своему назначению Высокий замок, с которого в XIII веке и начиналась история Мальборка, являлся монастырем. Рыцари-монахи были верхушкой иерархии крестоносцев. Жили они в кельях, бродили по узким галереям со сводчатыми потолками. В капитулярии — мозге и сердце замка — принимались и провозглашались важные решения, касающиеся интересов ордена. Здесь же на пожизненный срок избирался великий магистр, который затем восседал на дубовом троне. 

Монахи тоже люди, поэтому они ели и пили, и вовсе не воду. Уже в раннее Средневековье в Мальборке было известно 14 сортов вина и 12 сортов пива! Хотя и колодец имелся. Оберегался он очень тщательно: тевтонцы всегда помнили о том, что воду могут отравить враги. Заодно с колодцем дополнительная стража стерегла и узников. Да еще каких! С видом на колодец были окна двух камер. Одну из них называют камерой Витовта. Правда, великий литовский князь в ней никогда не сидел. Во времена натянутых отношений с ВКЛ крестоносцы лишь мечтали взять Витовта в плен. Ну а пока мечта оставалась неосуществимой, довольствовались отцом Витовта Кейстутом, которого тевтонцы особенно не любили. Полтора месяца просидел «VIP-заключенный» в темнице, и неизвестно, что было бы с ним дальше, если бы не представилась возможность бежать. Пленному великому князю литовскому Кейстуту приносил пищу служащий по имени Адольфо. Его самого, по происхождению литвина, в детстве взяли в плен и заставили работать в замке, дав латинское имя. Менялись магистры и начальники, и постепенно все забыли о национальности Адольфо. Он же не забыл и помог Кейстуту бежать, переодев его в плащ крестоносцев. Как оказалось, в замок сложно зайти, но зато легко выйти.

Чуть позже, в 1392 году, в мальборкской «VIP-камере» очутился еще один наш соотечественник — брат Витовта и тоже будущий великий князь Сигизмунд. Через 6 лет, после мирного договора между ВКЛ и орденом, его выпустили на свободу. Сейчас в небольшую «великокняжецкую» камеру заглядывают лишь туристы. 

Тевтонский орден благодаря монополии на торговлю янтарем и частым крестовым (читай — захватническим) походам был очень богатым. Основная казна хранилась в специальной сокровищнице на втором этаже Высокого замка, как раз над кухней. Закрывалась она очень сложным замком, но ушлые повара проделали дырку в потолке и понемногу воровали государственные деньги. Вскоре воришек «вычислили» и прямо из кабака отправили на виселицу. От греха подальше я раздобыл несколько тевтонских денег честным путем — купил за польские злотые. Это было несложно: специальный «казначей» кует деньги на продажу, не отходя от казны. 

Еще одной достопримечательностью замка в Мальборке является… туалет. Под него была выделена целая башня, называемая Гданиско и прозванная современниками «Куриная нога» (ее купол увенчан железным петухом). «Сходить в туалет» экскурсоводы советуют настоятельно. И не только из-за того, что еще 700 лет назад здесь действовала специальная система канализации, но и потому, что согласно боевому уставу замка башня Гданиско была последним рубежом обороны. В случае занятия противником замка деревянная галерея, ведущая к стоящей обособленно от других сооружений башне-туалету, сжигалась. И осажденные могли продержаться за счет припасенных еды и оружия еще длительное время, пока не подойдет подмога из соседнего замка. Правда, тевтонцам не приходилось пользоваться последним рубежом обороны, да и вообще замок, способный выдержать двухгодичную осаду (одного зерна в нем хранилось 320 вагонов), силой был взят лишь однажды — шведами в 1700 году. И еще под конец Великой Отечественной войны, в марте 1945-го, яростным артиллерийским огнем из него были изгнаны засевшие фашисты. 

Тогда Мальборкский замок был разрушен сильнее, чем за всю прежнюю историю своего существования. Но нужно отдать должное польским реставраторам — потрудились они на славу, и к 2010 году восстановление замка будет полностью закончено. С 1961 года он является музеем, а с 1997-го включен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. 

...Тем временем приближалось время очередной осады замка, в смысле ее инсценировки. Началась она с траурного шествия: на телеге, в окружении крестоносцев, везли тело Великого магистра Тевтонского ордена Ульриха фон Юнгингена, погибшего в Грюнвальдской битве. Подобное событие в Мальборке проходит каждый год в конце июля. После торжественного митинга и смотра участников начинается подготовка к битве. Но, как и шесть столетий назад, побежденных в ней не будет… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter