Сердце «споткнулось». И дальше пошло

Через 10 лет интервенционная кардиология охватит всю страну

Около 3 тысяч высокотехнологичных операций по устранению аритмий ежегодно смогут делать белорусские кардиохирурги через 10 лет

Считается, что аритмия — нарушение ритма сердца — бывает у всех без исключения жителей планеты. Только у кого-то эти аритмии безвредные: сердце «споткнется» лишь однажды в год, а то и реже. Другому нужно каждый день вызывать скорую, чтобы восстановить ритм.

Последних хоть и меньше, но все же немало: в Беларуси каждый год регистрируется 2—3 тысячи человек, которым аритмия мешает полноценно жить как в физическом, так и в психологическом смыслах. Из них 10—15 процентам сбои в ритме сердца могут угрожать жизни. Еще десяток лет назад у белорусов, страдающих от аритмии, было три варианта избавления от болезни: принимать таблетки без особого эффекта, согласиться на достаточно «примитивную» и инвалидизирующую операцию с имплантацией электрокардиостимулятора, от которого пациент становился зависимым, а сама аритмия продолжала существовать в предсердиях, или уезжать лечиться за рубеж. У некоторых сердце останавливалось, так и не дождавшись излечения...

Ситуацию смог переломить в своем роде новый для Беларуси, однако уже широко распространенный в зарубежных клиниках, метод лечения — аблации источника аритмии. Иными словами, при помощи катетера, который вводится через бедренную вену, кардиохирурги прижигают место возникновения сбоя. Успех такого лечения при многих аритмиях приближается к 90—95 процентам: ритм удается восстановить. К интервенционной аритмологии белорусские специалисты вплотную подошли 3—4 года назад. Тогда аритмии прижигали только в РНПЦ «Кардиология». Сегодня география применения высокотехнологичных аблаций расширилась: их делают в Минской областной больнице, 1-й столичной клинике, в Республиканском клиническом медицинском центре Управления делами Президента Беларуси, в Витебске, вскоре приступят в Гродно и Гомеле. За прошлый год аритмия устранена более чем у 400 человек, и в основном по новой методике, иногда — как дополнение при операциях на открытом сердце.

Но даже этого, по словам Дмитрия Гончарика, ведущего научного сотрудника лаборатории нарушений сердечного ритма РНПЦ «Кардиология», недостаточно, чтобы помочь всем нуждающимся, которых за годы отсутствия эффективного лечения собралось немало.

— Когда мы охватим интервенционной кардиологией все регионы страны, а это произойдет не раньше чем через 5—10 лет, лишь тогда сможем помогать гораздо большему количеству пациентов на ранней стадии заболевания, — говорит Дмитрий Гончарик. — Для этого в стране должно работать не меньше 8—10 центров, в которых можно будет проводить аблацию 2—3 тысячам человек в год.

Сегодня белорусским интервенционным кардиологам подвластны АВ-узловая тахикардия, трепетание предсердий, тахикардия у пациентов с синдромом WPW, эктопические предсердные и различные варианты желудочковых тахикардий, желудочковая экстрасистолия.

Активно развивается в центре и лечение самого сложного вида аритмий — фибрилляции предсердий, которую иначе называют мерцательной аритмией. Эта патология дает и наибольший процент сбоев ритма сердца.

Из года в год увеличивают белорусские кардиологи и количество имплантаций кардиостимуляторов и кардиовертеров-дефибрилляторов. Последние подшиваются в подключичную область без общего наркоза. Они представляют собой самый настоящий компьютер, круглосуточно анализирующий ритм сердца человека и способный самостоятельно восстанавливать аритмию, обрывая ее еще на начальном этапе. За последний год имплантировано более 100 таких устройств.

Еще одним новым направлением стало вживление ресинхронизирующих стимуляторов. Метод применяют для лечения сердечной недостаточности. При этом заболевании сердце заметно увеличивается в объеме, а его стенки начинают сокращаться не синхронно, возникают внутрижелудочковые блокады, что еще больше снижает насосную функцию. Три электрода, установленные в различных камерах сердца, восстанавливают синхронность их работы. Уже сделано около 50 подобных имплантаций.

— Имплантация различного рода кардиостимуляторов улучшает качество жизни человека и снижает риск внезапной смерти. А вживление кардиовертеров-дефибрилляторов и ресинхронизирующих устройств в ряде случаев помогает пациентам дожить до пересадки сердца, — поясняет Дмитрий Гончарик. — Это обычная практика в зарубежной кардиологии. К сожалению, в силу некоторых стереотипов мышления самих пациентов и их лечащих врачей не все больные своевременно направляются на имплантацию и на аблацию аритмий, которые удается устранять с высокой эффективностью. Да и сами пациенты часто недостаточно осведомлены об успешности новых вариантов лечения. Но ведь, согласитесь, разница между тем, вызывает человек скорую раз в год или раз в месяц, а то и в неделю, существенная. Зачем мучаться, если значительной части людей, страдающих от аритмий, мы в силах помочь?..

На снимке: Дмитрий ГОНЧАРИК и аспирант лаборатории нарушений сердечного ритма Вероника БАРСУКЕВИЧ с пациенткой.

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter