В РНПЦ «Кардиология» поставили на поток операции со стволовыми клетками

Сердце споткнулось и дальше пошло

В этом году специалисты РНПЦ «Кардиология» впервые начали имплантировать стволовые клетки в сердца иностранным пациентам. Наши больные уже ощутили на себе целительное действие этого метода, и слава о нем разнеслась далеко за пределы страны. О том, как клеточные технологии возвращают к полноценной жизни людей с сердечной недостаточностью, корреспонденту «Р» рассказала заведующая лабораторией хронической сердечной недостаточности Елена Курлянская. 

В операционной.

Внезапная боль

В РНПЦ «Кардиология» стволовые клетки в миокард имплантируют уже пять лет. За это время здесь пролечили 37 пациентов. В основном это молодые люди. Состояние почти всех улучшилось или стабилизировалось.

Болезнь пришла в жизнь 27-летнего педагога-психолога Анастасии из Осиповичей два года назад, когда, казалось, ничто не предвещало беду. В тот пасхальный вечер она легла отдыхать. Вдруг почувствовала, как сдавило и заболело в груди. 

— Симптомы насторожили, — рассказывает моя собеседница. — Ощущения сохранились и наутро. Обратилась к врачу. 

Медики искали причины недомогания Насти в желудке. Связывали ее жалобы с гастритом или язвой. Картина стала проясняться, только когда на УЗИ в Минске у Анастасии обнаружили увеличенное сердце. 

— Меня напугали, что потребуется пересадка органа, — вспоминая сегодня об этом, Настя даже дышит чаще. — А другой врач сказала, что в моем возрасте такого быть не может, и отправила на повторное исследование. Повторно меня консультировали в РНПЦ «Кардиология». К сожалению, диагноз подтвердили. Все случилось так быстро. Я рассчитывала, врачи скажут, ничего страшного нет. Помню, сижу вся зареванная, а Елена Константиновна меня успокаивает и говорит, что есть возможность лечения стволовыми клетками. И я согласилась. 

Сегодня Настя улыбается, вспоминая те события, а тогда страхи увеличивались, как под лупой. 

Состояние стабильное 

— Меня быстро везут на каталке в операционную. Я смотрю вверх — на потолке лампы, лампы... Они мелькают и сливаются в одну дорожку. Страшно. Но потрясающая медсестра Саша постоянно меня утешает. 

Настя была 17-й пациенткой, которой стволовые клетки ввели в сердце. Клетки, предварительно забранные у нее и выращенные в лабораторных условиях. Операция проходила с участием зарубежных специалистов. 

Думалось, все позади, но поздно вечером Настю снова забрали в операционную — в паху образовалась аневризма. Стенка артерии сдувалась с одной стороны и выпячивалась с другой. Врачи гасили ее полчаса. Насте казалось, что прошла вечность. 

— За это время у меня ногти загнулись в обратную сторону — так сильно я упиралась пальцами в кушетку. Боль была сродни боли при родах.

Стволовые клетки позволили стабилизировать состояние Насти. 

— Хуже мне не становится. Я научилась жить с болезнью. На покалывание и одышку уже не так обращаю внимание. Соблюдаю рекомендации врачей. Родные и друзья меня поддерживают. На работе — берегут.

Сегодня Анастасии говорить о болезни легче, чем поначалу. Но эта «легкость» выстраданная и выплаканная. 

Поддержать сердечную мышцу как можно дольше — вот главная задача стволовых клеток, рассказывает Елена Курлянская. 

— Если пациенту выполнить имплантацию стволовых клеток при умеренных нарушениях работы левого желудочка, когда еще не возникли рубцовые изменения, то в ряде случаев удается восстановить сократимость миокарда. У нас очень много людей после проведенной процедуры с хорошими показателями работы сердца, которые продолжают принимать таблетки. 


Елена Константиновна обращает внимание, что введение стволовых клеток показано тем, у кого есть кардиомиопатии на фоне перенесенного инфаркта миокарда, дилатационная кардиомиопатия, пациентам, у которых произошло расширение сердца, но сохранился жизнеспособный миокард, то есть потенциал для восстановления. 

— Иногда после инфаркта случается так, что часть миокарда замещается рубцовой тканью, — поясняет Елена Курлянская. — К сожалению, такой участок восстановить нельзя. В этом году мы взяли на лечение пациента после коронарного стентирования из Украины. Часть сердечной мышцы у него работала недостаточно хорошо, часть уже была погибшей. 

Живительная инъекция

Процедура по имплантации стволовых клеток происходит так. Предварительно во время обследования выстраивается электромеханическая карта сердца. Она позволяет отличить аритмогенные зоны, куда стволовые клетки вводить нельзя. Для наглядности Елена Константиновна открывает пример такого исследования. 

— Мы видим зоны рубцовой ткани. Они мертвые, и имплантировать туда клеточный материал бесполезно. Сопоставляем эти данные с результатами МРТ сердца, эхокардиографии и на основании полного обследования выбираем наилучшие места для введения стволовых клеток. 

За четыре недели до запланированной имплантации пациенту делают пункцию — забирают 70 миллилитров костного мозга. Затем в течение месяца клетки культивируются в РНПЦ детской онкологии и гематологии. Около 60 млн прирастает за это время. В день операции их привозят в РНПЦ «Кардиология» в специальном шприце. С помощью катетера с выдвижной иглой хирург доставляет клетки в неактивные, но живые участки сердца, чтобы их разбудить.

Считается, что у пожилых людей собственные стволовые клетки не смогут вырасти в нужном количестве. Поэтому больным старше 55 лет процедуру не делали. А использование донорских стволовых клеток специалисты рассматривали как этап будущего. И вот он наступил. Уже десяткам пациентов, включая одного украинского, ввели биоматериал из банка стволовых клеток. 

Имплантацию проводят под местным обезболиванием, и, если все хорошо, пациент на следующий день может идти домой. 

По словам заведующей лабораторией хронической сердечной недостаточности Елены Курлянской, стволовые клетки включаются в работу сразу после введения, но нужно месяца три, чтобы визуализировать положительные изменения на эхокардиографии. 

— Мы видим, что улучшилась сократимость миокарда, а больной через полгода чувствует, как ушла одышка. 

Впервые эту технологию внедрили в Израиле. Сейчас над ней работают Австрия, Канада, США, Германия. Беларусь тоже участвовала в крупном международном исследовательском проекте. 

— Что открыло специалистам исследование стволовых клеток? 

— По завершении нашей научной работы мы выяснили, каких пациентов лучше брать на лечение, а также какие сегменты наиболее чувствительны к воздействию стволовых клеток. Это знание позволит нам достичь наибольшего эффекта у пациентов в будущем. 

— Какие вопросы в этой области пока остаются без ответов? 

— До сих пор в мире не изучено, как стволовые клетки мигрируют, попадая в миокард, насколько далеко от места введения они могут распространяться. Если мы сможем метить эти клетки и визуализировать, то тогда увидим детально их поведение. 

kasiyakоva@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter