Взять в руки фотоаппарат, открыть многообразие окружающего мира, сделать «паспорт» каждому деревцу, кустику, цветочку и, выйдя на лесную тропу, не бояться ни медведя, ни волка, ни дикого кабана. Позитивная и энергичная учительница начальных классов средней школы № 2 г.п. Кореличи Лариса Шугля учит идти по жизни смело. Быть среди ее учеников посчастливилось и мне.
Помню ее восемнадцатилетней девушкой. Мы, малыши, перемазанные мокрым песком, из которого лепили котлетки для наших дочек-куколок, бросив лопатки и ведерки, стояли, открыв рот, когда на крыльце общежития появлялась улыбающаяся девушка в белом сарафане. Лучезарная улыбка, искрящиеся от счастья глаза, летящая походка. Она напоминала ожившую картинку из маминого журнала. Мне казалось, что это была добрая фея из сказки или сошедшая с книжных страниц Мэри Поппинс.
Волшебницей девушка и оказалась. Учась в восьмом классе, мы с ребятами начали участвовать в общественной жизни школы: ставили спектакли, устраивали концерты и конкурсы веселых и находчивых. Необходимо было музыкальное сопровождение. Что такое скачать музыку в интернете, по тем временам мы еще не знали. И тут нам на помощь пришла учительница начальных классов Лариса Николаевна. Оказалось, что по первому образованию она — хоровой дирижер. На слух писала фонограммы популярных композиций, делала музыкальные заставки и готовила творческую команду школы на всевозможные районные конкурсы.
Во время одной из репетиций мелькнула в памяти та яркая картинка из нашего двора. Я поняла, что жгучая брюнетка в белом, струящемся на ветру сарафане — это та самая Лариса. Захотелось играть на фортепиано, как она, петь, как она, быть такой же радостной и позитивной, как она.
Лариса Николаевна стала для участников творческой студии не только педагогом по вокалу, музыкальным аккомпаниатором, а настоящим другом. Мы делились с ней секретами, рассказывали о том, что волнует. Могли, замерзнув гуляя по улице, без предупреждения заглянуть к Ларисе на чай. Двери ее дома для нас всегда были открыты. Она откладывала все домашние дела и была рада выслушать, подсказать, если надо, помочь советом. Творить глупости, как это бывает смолоду, ни у кого из нашей творческой команды желания не возникало: в душе был запечатлен возвышенный образ доброй учительницы и друга — Ларисы Николаевны.
Мало кто из нас, восьми-, десятиклассников, тогда догадывался, как на самом деле ей было непросто улыбаться. Пережив трагическую смерть мужа, она в неполные тридцать лет осталась вдовой. Нужно было находить в себе силы, чтобы жить дальше и воспитывать сынишку.
Музыка, а затем и увлечение фотографией стали способом проявления ее огромной любви к жизни.Сегодня Лариса Николаевна говорит: «Моя профессия — и есть сама жизнь! Работая с маленькими детьми, учу их читать и писать, сама заряжаюсь от них энергией, открываю мир заново. Когда родился сын Женя, хотелось зафиксировать каждый момент его взросления: первую улыбку, шаги, школьную линейку. Тогда и взяла впервые в руки папин фотоаппарат «Зенит». Теперь, когда сын вырос, женился и я уже жду внуков, отдаю энергию своим ученикам».
Лариса Николаевна рассказывает, что раньше учителя наглядный материал для уроков рисовали карандашами и красками на бумаге. Позже стали заменять рисунки фотографиями на экране. Она знает: чтобы первоклассникам познавать математику и грамматику было весело, материал нужно разбавить картинками. Тем более что теперь живем в век визуальной информации. Лариса легко выдерживает конкуренцию с блогерами из YouTube.
Один из методов педагога — сотворить для детей чудо, а потом разрешить ученикам самим попробовать себя в роли волшебников. Например, очутиться в реалиях литературного персонажа Гарри Поттера.На уроках Ларисы Шугли рядом с журналом и учебниками — зеркальный фотоаппарат, подаренный ей сыном. Забавный момент на перемене, игра, конкурс — все идет в фотолетопись класса. Экспериментируют вместе: на край книжной страницы наклеили светодиодную ленту. Удивительное свечение удалось запечатлеть на фотоснимке. «Вот уж действительно: ученье — свет!» — воскликнула, увидев результат работы, одна из учениц.
Творческий подход в изложении учебного материала Ларисы Шугли перерос в объединение по интересам «Стоп-кадр». Сразу к ней в ученики записались 12 детей. За восемь лет работы в кружке Лариса познакомила с азами фотодела почти тридцать учащихся школы.С чего начиналось обучение? С избавления от страха промочить штаны, катаясь со снежной горки! «Мои дети зависимость от гаджетов направляют себе на пользу, — говорит Лариса Николаевна. — Например, учимся смотреть на мир через объектив фотоаппарата и даже камеру смартфона и делать при этом красивые фотографии. В выходные идем кататься с горок в местный Равинский лес. Там есть очень крутые спуски. Чтобы получить заветный кадр, нужно порой раз пятьдесят подняться в гору и обратно! Так что позитивные эмоции и заледеневшие в снегу штаны обеспечены!»
Любое творчество получает развитие с избавления от внутренних страхов, уверена учительница. Художник боится нанести первый штрих на чистый лист бумаги, а начинающий фотограф может остановиться, получив первые неудачные кадры. Тысячи своих снимков поначалу отправляла в корзину и Лариса Николаевна: «Избавиться от самокритичности и не отмести как «фотомусор» поистине интересную фотографию удалось с опытом».
Благодаря увлечению фотографией «стопкадровцы» обходили все улицы, переулки, тропы и прилегающие к Кореличам леса и поля. «Едем на охоту за конкурентным кадром вместе с моим папой, — посвящает меня в детали собеседница. — Он рыбачит, я хожу вдоль реки Неман. Отец может позвонить мне в три часа ночи и напомнить, что на небе — кровавая луна. Выскакиваю на улицу, чтобы запечатлеть это чудо».
Раньше «стопкадровцы» думали, что среди первоцветов — только подснежники. Теперь выучили, что есть среди весенних цветов и галантус, и белоцветники, и ветреница, и печеночница. Знают, как выглядят свиристели, щеглы, зеленушки и многие другие пернатые.Новые горизонты в творческих поисках открыл для Ларисы и ее подопечных наш фотоконкурс «Мой родны кут». За три года участия в нем она прислала несколько тысяч снимков. Гран-при принес кадр «Наша земля». Главные герои фотографии — семья Волчёк из Кореличей.
— Мы с моей коллегой Олей, ее мужем Василием и детьми Яной и Кириллом выехали за город в выходной, — рассказывает победительница конкурса. — Добрались до границы Кореличского и Новогрудского районов — и стало интересно, что там, за холмом. Оказалось, деревушка спрятана. И вот такое теплое фото получилось!
Лариса рассказывает, как на протяжении пяти лет гонялась за стаей журавлей, чтобы поймать их в кадр, и только в этом году удалось попасть на их поле возле деревни Гнесичи Новогрудского района:
— Притаившись в кустах, сидела несколько часов и наблюдала за их танцем перед отлетом в теплые края. Это был настоящий прощальный бал! Грациозные птицы взмахивали крыльями, выделывая ногами оригинальные па. Как только хозяева танцпола меня разоблачили, поднялись в небо и улетели. Фотоотчет об этом прислала в редакцию «СБ».
…Лариса Николаевна откладывает в сторону стопку ученических тетрадей. Включает классическую музыку и закрывает глаза. Луч скупого зимнего солнца падает на письменный стол. Усталость рассеивается в первую минуту. Учительница вспоминает, что дала задание ребятам из фотокружка снять закат солнца. Ясных дней этой зимой было немного, поэтому огненное небо, когда «вечар на захадзе ў попеле тушыць кучу чырвоных кавалкаў вугля», нужно успеть запечатлеть. Несколько звонков ребятам — и через десять минут юные фотолюбители уже пробираются по высоким сугробам, подыскивая нужный ракурс.
Среди сотен детских снимков зимнего пейзажа учительница отложит пару-тройку самых лучших. Они затем попадут в отдельную папку, лучшие из которой выберет для участия в разных фотоконкурсах. Часть работ увидят и читатели районной газеты «Полымя». Знакомить земляков с красотами родной земли, насыщать жажду познания — вот миссия учеников Ларисы. Чтобы увидеть все прекрасное, что создано природой и руками человека на родной земле, признается педагог, не хватило бы и ста жизней.
kuzmich@sb.by