Без творческой индивидуальности Светланы Окружной невозможно представить театральный ландшафт страны

Сердце на ладони

Звезда театра имени Я. Коласа народная артистка Беларуси Светлана Окружная этой зимой отметила 75-летие, а в 2020-м — золотой юбилей творческой деятельности. Ее имя — бренд не только Витебска, но и всей страны. Своим талантом она украсила кинокартины «Падение вверх» и «Плач перепелки», фильм-спектакль «Затюканный апостол», короткометражный фильм «Запрос». Светлана Артемовна — частый гость многочисленных телевизионных очерков на нашей главной культурной «кнопке» телеканале «Беларусь 3». В ее судьбе отразились все поиски и метания, взлеты и падения белорусского театра XX—XXI веков.

Жанна д’Арк из Витебска

kolastheatre.by
Знакомство со Светланой Окружной — большая человеческая награда. Она всегда готова искренне поделиться своей радостью и печалью. В ее взгляде всегда горит христианский огонек добра и милосердия. Мы виделись с ней совсем недавно, на праздновании юбилея Коласовского театра. Было заметно, что Светлана Артемовна желает ему полосы расцвета и удач. Увы, не все в человеческих силах. Многие известные театры, даже такие, как Ленком, «Таганка», театр Сатиры, пережив свой пик, уходят из активного творческого поля. Верим, что новые победы и открытия у витебского театра, который входил в крепкую десятку лучших сцен Советского Союза, еще будут. И еще порадует своих поклонников Окружная в новой страстной и берущей за душу работе. Впрочем, она из того поколения, когда в актерском цеху в ходу было словосочетание «служить в театре», а не работать.

Судьбоносной для Светланы Окружной стала роль Жанны д’Арк в спектакле «Жанна». Это ее внутренний камертон, константа. «Жанна — апофеоз моей жизни. Потому что моя жизнь — постоянная борьба, — признавалась актриса. — В этой роли мне удалось воплотить весь накопленный опыт, трактовать боль и смерть как духовную победу. Эта тема была мне близка. Я твердо уверена, что никогда нельзя опускать руки и терять надежду. И даже идя на костер, нельзя сдаваться. Дух не должен покидать человека. Это высшая точка отсчета».

Высокая жертвенность характерна для многих поступков Окружной. Она всегда жила интересами других людей, многим помогала. Общественная и политическая деятельность Светланы Артемовны выводила ее в ряд настоящих подвижников, духовных проводников, правдоискателей нашего времени. «Бросаюсь в чужие проблемы как в омут», — сказала актриса в интервью нашему изданию в 2020 году, и в случае с Окружной это не выглядит штампом. Ее личная беда, случившаяся с сыном Дмитрием (получил ранение в армии и стал инвалидом), не ожесточила актрису и человека, а наоборот, пробудила в ней желание помогать тем, кто тоже попал в беду. Всегда, с самого детства, помогала и вера.
«В любом театре происходят изменения, смена поколений. Это естественно. Одни артисты уходят — кто-то по возрасту, кто-то в другой театр, некоторые меняют профессию. Сейчас к нам пришла хорошая, талантливая молодежь. А вот со средним поколением у нас проблемы… Проблем много, но надежду терять нельзя», — убеждена Светлана Окружная.

«Мне интересно играть все»

Когда родители взяли шестилетнюю Свету в кино на фильм «Возраст любви» с Лолитой Торрес, она поняла, что будет только актрисой. В 1969 году окончила Белорусский театрально-художественный институт. И уже в 1976-м на гастролях в Москве были отмечены ее работы в спектаклях «Власть тьмы» и «Затюканный апостол». А какие звезды тогда работали в Витебске! Федор Шмаков, Галина Маркина, Владимир Кулешов, Леонид Трушко, Николай Тишечкин, Анатолий Трус, Иосиф Матусевич, Зинаида Конопелько, Болеслав Севко… Окружная всегда играла лучший мировой репертуар. Ее «собеседники» — Август Стриндберг и Фридрих Дюрренматт, Леонид Андреев и Андрей Макаенок, Элиза Ожешко и Максим Горький.

«Квартэт».

«Мне интересно играть все, — объясняет актриса свое творческое кредо. — Я получаю удовольствие от возможности выйти на сцену, слиться с залом, открыть в себе что-то новое. А если еще и интересный, достойный материал — как это можно не любить? Как не хотеть поделиться со зрителем своей энергией?..»

Она работала и с лучшими режиссерами нашего времени, среди которых Борис Эрин, Валерий Раевский, Виталий Барковский… Это те мастера, без которых невозможно представить историю белорусского театра. Любимыми режиссерами называла Эрина и Талипова. Эрин всегда удивлял широтой режиссерского взгляда, разнообразием приемов. Рид Талипов не боялся заглянуть в самые потаенные уголки человеческой и особенно женской души. Рид Сергеевич был эстет и тонкий психолог, светский и легкий человек. Они с Окружной нашли друг друга и в ситуации полного взаимопонимания и тонкого родства душ создали несколько талантливых спектаклей. К сожалению, часть труппы Талипова в свое время не приняла, и это закончилось для режиссера трагически…

Для Окружной создавали пьесы специально. К примеру, известный драматург Дмитрий Минченок написал для нее пьесу о Марлен Дитрих. Так появился спектакль «Марлен… Марлен…» (Во МХАТе имени Горького в Москве сегодня идет спектакль по пьесе этого белорусского драматурга «Красный Моцарт», посвященной творческому пути и феномену композитора Исаака Дунаевского.) Окружная, как когда-то с Жанной д’Арк, почувствовала духовное родство со знаменитой немецкой актрисой, личностью, окутанной тайной и волнующей нас до сих пор. В недавно нашумевшем сериале Авдотьи Смирновой «Вертинский» кинематографисты снова прикоснулись к этой загадке: Марлен Дитрих сыграла популярная российская актриса Виктория Исакова. Но одной из первых прикоснулась к этому мифу наша Окружная.

«Бацька».

Окрыленная Шагалом

Конечно, сегодня Светлана Артемовна мечтает о новой роли. А какая актриса о ней не мечтает?! Актрисам всегда восемнадцать в душе. Тем более что Окружная никогда не прекращала находиться во внутреннем тренинге. Перестав в какой-то момент играть в театре из-за болезни, она начала проводить творческие встречи со зрителями, читать поэзию.

Родившаяся в Черновцах, жившая во Львове, сегодня она не представляет своей жизни без Витебска и всего того культурного слоя, который прочно связан с этим городом,  —  Марк Шагал и Витебская художественная школа, особая северная поэтика и местные поэты, как, например, выдающийся мастер Давид Симанович. Да и сам Витебск сегодня невозможно представить без Окружной. Она стала его подлинной музой.

ИЗ ДОСЬЕ

Светлана Окружная родилась 26 января 1947 года в семье военнослужащего в Черновцах. Окончила школу во Львове, после чего поступила в Белорусский театрально-художественный институт (класс народного артиста БССР профессора Д. А. Орлова), диплом которого получила в 1969 году. Более полувека отдала витебскому драмтеатру, где сыграла свыше 60 спектаклей.

Народная артистка Беларуси (1991). Награждена медалью и орденом Франциска Скорины. Лауреат премии «За духовное возрождение», обладательница дипломов за лучшие женские роли международных фестивалей «Славянские театральные встречи» и «Белая Вежа», приза Белорусского союза театральных деятелей «Хрустальная Павлинка» и множества других наград. Лауреат премии «За материнское мужество» имени З. Туснолобовой-Марченко.

С 2000 по 2008 год являлась заместителем председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и гуманитарным вопросам.

Светлана Артемовна занимается благотворительностью, оказывает помощь инвалидам. Входит в состав президиума Витебских областной и городской организаций ОО «Белорусский союз женщин», президиума Витебских областной и городской организаций ОО «Белорусское общество Красного Креста», президиума Витебской областной организации ОО «Белорусский фонд мира».

В 2003-м издала книгу «Все прожить — и чтобы сердце не разбилось», в которой актриса размышляет о театральном искусстве и рассказывает о своей борьбе за жизнь сына Дмитрия. 

pepel@sb.by

Фото из архива НАДТ имени Я. Коласа
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter