Сердце и душа агрогородка Псуя

Сельский магазин издревле был центром не только торговли, но и культуры...

Сельский магазин издревле был центром не только торговли, но и культуры: именно сюда приходили не только пополнить запасы продуктов, но и пообщаться с односельчанами, спросить совета, поделиться новостями. И сегодня этот статус сохраняется за многими кооперативными объектами торговли. Один из примеров — магазин «Товары повседневного спроса» Глубокского райпо, расположенный в агрогородке Псуя.

Заснеженная дорога, ведущая через лес, поля и озера, — этот край всегда славился красотой своей природы. Именно сюда с удовольствием приезжают дачники, сюда спешат уставшие от шума и суеты горожане. И в первую очередь, приехав в Псую, устремляются в магазин — аккуратное здание разместилось в самом центре агрогородка. Здесь можно не только приобрести все, что необходимо для дома, огорода или похода в гости, но и пообщаться с обаятельными работницами прилавка — Зоей Жаворонок и Светланой Федоровой. Они и подскажут, что посвежее да повкуснее, а если нужно, то и заявку на любой товар примут.

2 ноября — ровно 10 лет, как Зоя Владимировна и Светлана Дмитриевна работают в потребительской кооперации. И все 10 — в магазине «Товары повседневного спроса». В 2002 году вместе ушли с должностей бухгалтеров из местного совхоза и с тех пор, сохранив статус коллег, рука об руку трудятся в кооперативном магазине. Ни отчетность, ни экономическая составляющая работы для них не в новинку — пригодился предыдущий трудовой опыт.

Чистый, светлый торговый зал, ровные ряды товаров. Сегодня и намека не осталось на тот магазин, каким он был 10 лет назад.

— Конечно, за это время наш магазин очень преобразился, — рассказывает Светлана Федорова. — Когда только пришли на работу, в торговом зале была всего одна холодильная витрина, помещение не отапливалось, о ремонте только мечтали!

Мечты сбылись в 2009 году, когда Псуя получила статус агрогородка. Вместе с деревней преобразился и сельский магазин: его утеплили, провели фасадные работы, модернизировали — сегодня на торговой площади в 94 квадратных метра размещено 8 единиц холодильного оборудования. Тогда же перевели объект на систему самообслуживания. С тех пор в магазине всегда тепло, светло и есть простор для покупателя. А он, как известно, комфорт ценит. Удобно, когда товар можно взять в руки, почитать состав, рассмотреть. А ассортимент здесь для сельского магазина — широчайший. Только молочная продукция представлена 7 производителями. Помимо хлеба местного завода, есть продукция цеха общественного питания Глубокского райпо.

— Летом, как наедет к сельчанам внуков, так нет отбоя — все прибегают за свежими пирожными и печеньем, — рассказывает, проводя экскурсию по магазину, Светлана Федорова.

Одежда, белье, посуда, сувенирная продукция Оршанского льнокомбината, хозяйственные товары, инвентарь для сада и огорода, игрушки, парфюмерная продукция, мебель — ассортимент представлен не хуже, чем в городском магазине. Все сделано для того, чтобы сельчанину или дачнику не приходилось за чем-либо ехать в райцентр.

Здесь же можно купить и любую бытовую технику, если же чего-то нет, достаточно оставить заявку, и товар через несколько дней привезут. Активно берут технику в кредит, причем беспроцентный.

— Односельчане с большой охотой пользуются такой возможностью, — говорит Зоя Жаворонок. — Когда только появилась эта услуга, в первые же три дня мы продали в кредит 20 товаров. И сейчас хорошо берут стиральные машины, холодильники, газовые плиты. Агрогородок пополняется и дачниками — строятся, меняют «начинку» своих домов.

К слову, принимают в магазине заказы и на строительные материалы, которые доставляют прямо ко двору заказчика. Наличие этих весьма востребованных товаров в ассортименте — одно из главных отличий кооперативного магазина от конкурента, расположившегося буквально через дорогу. И хотя у частного магазина также есть свои постоянные покупатели, он по многим позициям проигрывает «Товарам повседневного спроса»: из-за небольшой торговой площади товары нагромождены на полках, в холодильных ларях «вповалку» лежат разные группы товаров, да и внешне здание выглядит не так опрятно — видно, что косметического ремонта здесь не было давно.

В «Товарах повседневного спроса» же, благодаря наличию больших площадей, таких сложностей не возникает. Более того, большой склад позволил этим летом закупить у населения немалые объемы сельскохозяйственной продукции: 0,4 тонны мясопродуктов, 177 тонн яблок, 5,7 тонны дикорастущей продукции, 1,3 тонны вторичного сырья — в целом на сумму 192 миллиона рублей.

— Это лето было для нас горячим, — вспоминает Светлана Федорова. — Рекордный урожай яблок в буквальном смысле слова ощутили на своих плечах. Спасибо руководству, что прислали нам в подмогу еще одного продавца — Риту Федькович. Без нее справляться было бы тяжелее. Ведь летом поток покупателей возрастает в разы.

Действительно, в летние месяцы к 385 сельским жителям прибавляется внушительное количество дачников, которые съезжаются в эти места со всех уголков Беларуси и даже из России. Товарооборот возрастает до 300 миллионов рублей в месяц. Соответственно, растет и нагрузка. Нынче производительность труда в расчете на одного продавца здесь равняется 63,3 миллиона рублей, а это на 27 процентов выше нагрузки работников прилавка райпо. В среднем за месяц каждому жителю продано товаров на сумму 495 тысяч рублей, а это в 2 раза выше среднедушевой реализации в сельской местности по райпотребобществу. С начала же года магазином реализовано товаров на сумму 1,9 миллиарда рублей, что почти на 9 процентов выше по отношению к уровню прошлого года. Немалую роль здесь, несомненно, сыграли акции, проводимые кооперативным ведомством во всех торговых объектах, — снижение надбавки на сезонные товары, продажа товаров с брендовым знаком Белкоопсоюза по более привлекательным ценам. По словам продавцов «Товаров повседневного спроса», односельчане всегда с интересом отслеживают акции и скидки, ведь это неплохая возможность сэкономить средства семейного бюджета.

Но, познакомившись поближе с Зоей Владимировной и Светланой Дмитриевной, посмотрев, как они общаются с покупателями — как с постоянными, так и новыми, понимаешь, что же на самом деле является настоящей ценностью кооперативного магазина. Именно на обаянии и открытости этих двух представительниц потребительской кооперации держится своеобразный уют магазина, ведь каждого покупателя они встречают как долгожданного гостя — с улыбкой и готовностью помочь в любом вопросе. Если нужен совет, односельчане идут за ним в кооперативный магазин. И именно сюда заходят новоиспеченные дачники — коренные жительницы отлично знают здешние места и подскажут, где рыбка лучше ловится, а где грибные места. Конечно, от таких продавцов уйти без покупки просто невозможно.

Именно такие работники, как Зоя Жаворонок и Светлана Федорова, по праву принадлежат к золотому запасу потребительской кооперации. Для них магазин — второй дом, а каждый покупатель — друг. И в райпо об этом хорошо знают и ценят: не единожды продавцы «Товаров повседневного спроса» награждались грамотами ко Дню кооперации, не единожды ставились в пример коллегам — торговый объект в Псуе не самый большой из 20 функционирующих сегодня в районе центров сельских хозяйств, но один из лучших. Ведь именно здесь сегодня находятся сердце и душа не только магазина, но и всего агрогородка.

На снимке: сердце и душа Псуи — продавцы магазина «Товары повседневного спроса» Зоя ЖАВОРОНОК и Светлана ФЕДОРОВА.

Фото:  Татьяна ДАНИЛУШКИНА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter