Сердечная недостаточность

136 биологических искусственных клапанов сердца сгнило на складе.Перипетии этой печальной истории Комитет государственного контроля сегодня может восстановить с точностью до дня... 

136 биологических искусственных клапанов сердца сгнило на складе


Перипетии этой печальной истории Комитет государственного контроля сегодня может восстановить с точностью до дня. Известны все даты начиная с 6 июля прошлого года, когда литовская компания St.Jude Medical Baltic выиграла тендер на поставку в Беларусь сердечных клапанов. Прослежены все маршруты, по которым 2,5 (!) месяца перемещался неприкаянный особо ценный товар. Опрошены все эксперты. По существу, осталось лишь два «белых пятна», зато самых принципиальных. До конца не ясно ни кто виновен в гибели партии на сумму 97,5 тысячи долларов, ни когда РНПЦ «Кардиология» получит долгожданные биопротезы. В запасе их на середину апреля, по словам главного кардиохирурга страны, доктора медицинских наук, профессора Юрия Островского, — всего ничего: штук 15. И если раньше медики подбирали клапан определенного размера под конкретного пациента, то теперь, увы, — пациента под имеющийся клапан.


Свое в буквальном смысле слова последнее пристанище литовские клапаны нашли на таможенном складе временного хранения УП «Белмедтехника». Сейчас содержимое 5 ящиков ни стоит и цента.


— Смотрите: на всех герметичных контейнерах «горит» нижний красный датчик. Это значит, нарушен температурный режим хранения. Он достаточно широк — от плюс 5 до плюс 25 градусов по Цельсию, но жесток: ни одной десятой ни ниже, ни выше, — говорит Александр Харитончик, начальник главного управления контроля за работой отраслей социальной сферы Комитета государственного контроля. — Иначе в консервирующем растворе образуются кристаллы, которые разрывают биологическую ткань и делают ее в конечном счете непригодной для пересадки!


Кардиохирурги говорят: клапанов хватило бы приблизительно на 90 операций на сердце (расчет такой: в среднем 1,5 биопротеза на пациента — кому–то заменяют один пораженный болезнью клапан, кому–то — два, кому–то — три). То есть на большую часть из 150 подобных операций, которые ежегодно проводятся в Беларуси! Вообще же потребность в искусственных клапанах сердца гораздо выше — 1,5 тысячи единиц. Просто чаще пересаживаются клапаны механические — с ними как раз проблем нет: эта оригинальная совместная разработка наших медиков с учеными концерна «Планар» была в свое время удостоена Государственной премии. «Механика» не знает износа (ее покрытие даже сравнивают с покрытием космического корабля «Буран»), но, с другой стороны, в каком–то смысле делает человека заложником специальных лекарств и постоянных лабораторных обследований. Поэтому у каждого десятого пациента есть альтернатива — клапаны биологические, «естественные» по сути, донорами для которых выступают свиньи или бычки. «Такие биопротезы по своему составу наиболее близки к тканям человеческого организма, и контроль нужен лишь в первые три месяца после операции, — объясняет Юрий Островский. — Другой вопрос, что срок службы их ограничен — 12 — 15 лет. Поэтому биологические протезы предпочтительнее для больных старше 60 лет. Кроме того, мы предлагаем их женщинам детородного возраста, поскольку некоторые препараты, необходимые после установки механических клапанов, могут вызывать у плода врожденные уродства. В этом случае разумнее сначала поставить биопротез, а потом, когда женщина станет матерью, провести повторную операцию». Бывает, альтернативы нет вовсе — только биологический искусственный клапан! Скажем, у Елены Войтехович, на днях прооперированной в РНПЦ «Кардиология», выбора не было. Но ей, говорит заведующий 2–м кардиохирургическим отделением Александр Шкет, крупно повезло: нашелся нужный размер. А буквально накануне кардиохирурги вынуждены были поставить механический протез вместо биологического 72–летней пациентке. За неимением лучшего...


В Беларуси биологические клапаны не производятся, закупаются за большие деньги — от 650 до 1.100 долларов за штуку — за рубежом. Очередная партия прибыла еще 14 декабря прошлого года. И тут о ней, похоже, забыли. Две недели клапаны простояли в металлических ангарах таможенного склада в Колядичах, не приспособленных к хранению, считайте, «живого» груза. Тогда, как предполагают сотрудники Комитета государственного контроля, и произошло непоправимое: согласно метеосводкам на конец года пришлись самые морозы — ниже 14 градусов. Как бы то ни было, обнаружили, что товара, по существу, уже нет, на третьем по счету складе и только 6 марта 2008 года. Кто недосмотрел? «По контракту поставщик обязан был письменно известить о том, что груз особенный, что он идет в термофуре, — говорит начальник отдела таможенного склада «Белмедтехника» Наталья Папсуй. — И если бы такая отметка в документах была, нам об этом непременно бы сообщили еще из Колядичей. Но такой отметки не было!» Представители St.Jude Medical Baltic претензии отвергают и настаивают на том, что имело место небрежное отношение к хранению и транспортировке груза у белорусской стороны. Ведь биологические искусственные клапаны поступают к нам регулярно, не первый год, и раньше все было в полном порядке. «Не далее как в начале декабря 2007 года были получены 45 биопротезов для Гомельского кардиоцентра, — уточняет Александр Харитончик. — Их без проволочек растаможили, оплатили и теперь ставят больным. «Не видели», «не знали» — это, на мой взгляд, объяснение несерьезное, для дилетантов».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter