«Серая зона» НАТО,

или Будет ли альянс эволюционировать и обеспечивать безопасность в мире

или Будет ли альянс эволюционировать и обеспечивать безопасность  в мире

6 апреля в Северном и Балтийском морях закончились 14-дневные военно-морские учения НАТО «Морской бриллиант». В них приняло участие более 6 тысяч военнослужащих из 20 стран – членов и партнеров НАТО, 60 кораблей, включая авианосец, пять подводных лодок,
а также рота морской пехоты и группа водолазов от ВС Украины. Главной целью учений стала проверка сил быстрого реагирования НАТО на их способность своевременно реагировать на различные виды кризисов «в любой точке планеты». Именно так – в любой точке планеты…
 

Численный состав сил быстрого реагирования НАТО на сегодня составляет более 20 тысяч военнослужащих. Они должны быть готовы к развертыванию в пятидневный срок и автономным действиям в течение, как минимум, 30 дней. Их задачи будут определяться без каких-либо заранее установленных географических ограничений. Свою роль при этом должны сыграть так называемые страны-партнеры. Например, на постсоветском пространстве — Грузия, Украина, некоторые азиатские республики, предоставляющие, в частности, свою территорию для операций НАТО. В такие военно-политические союзы, как отмечают эксперты, могут быть втянуты даже нейтральные Австрия, Швеция, Финляндия и далекие от традиционной зоны ответственности НАТО Австралия, Израиль, Южная Корея, Япония. Все это позволяет НАТО и ЕС получить новые стратегические инструменты «управления кризисами», в том числе и по всему периметру границ бывшего Советского Союза. 

В конце марта исполнилось два года, как Прибалтийские республики – Латвия, Литва, Эстония — вступили в НАТО. Сегодня территория этих стран — неотъемлемая часть альянса, своего рода стратегический плацдарм «для очередного движения на Восток». В литовском Зокняе уже вовсю действует военно-воздушная база НАТО, на которой, выполняя функции «воздушной полиции», поочередно сменяя друг друга, несли службу ВВС Бельгии, Дании, Великобритании, Норвегии, Голландии, Германии и США. Теперь здесь несколько месяцев в непосредственной близости от нашей границы будут барражировать четыре истребителя-бомбардировщика F-16 ВВС Турции, которые, конечно же, не преминули принять участие в учениях НАТО «Морской бриллиант». Старается не отстать от своей ближайшей соседки Литвы и Латвия. На территории этой республики реконструируются бывшие военные объекты и базы Советской армии, создаются новые. В ноябре в  Риге планируется проведение саммита НАТО. Президент этой страны Вайра Вике-Фрейберга увидела в этом «свидетельство зрелости и политического веса» Латвии, что, несомненно, станет и «исключительной рекламой». Вот только что этот саммит прорекламирует, когда десятки тысяч людей в стране лишены гражданства, президент не объяснила. Тем не менее она не преминула выступить против какого бы то ни было участия в этом саммите России. 

Констатируя тот факт, что современные вызовы для всей планеты, а не только для США, Европы и России сегодня практически одинаковы – это международный терроризм, экстремизм, организованная преступность и наркотрафик, стихийные бедствия и экологические проблемы, мировая общественность вправе требовать от военно-политического блока НАТО большой транспарентности и недопущения двойных стандартов. Нас не может не волновать информация о возможном развертывании в Восточной Европе, в непосредственной близости от наших границ, компонентов системы ПРО, т.е. американских пусковых установок противоракет шахтного базирования. Принципиально разные у нас с НАТО позиции и в отношении Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Страны Балтии, не подписавшие этот договор, предусматривающий международный контроль над количеством и качеством вооружений, которые могут быть размещены на их территории, продолжают оставаться «серой зоной», от которой можно ждать любых неожиданностей. По-прежнему остро стоит вопрос расширения НАТО на Восток. И хотя кое-кто из наших друзей все еще надеется, что НАТО будет «эволюционировать и заниматься только проблемами безопасности», мы не должны забывать, что это прежде всего военная организация, которая, несмотря на некоторую адаптацию к новым реалиям, как военным, так и политическим, по-прежнему остается замкнутой группировкой, обеспечивающей только собственные интересы и мало считающейся с интересами (в том числе и в области безопасности) других государств.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter