“Серая” зарплата. Не угодите в социальный капкан!

“Наконец-то я получил то, чего хотел — интересный коллектив, хорошая зарплата, Интернет на рабочем месте. В общем теперь я называюсь инженер-электронщик и работаю на заводе. Звучит, конечно, не ахти, но теперь я не получаю зарплату “в конверте” и не бегаю за “дядей Директором” в надежде получить подачку в виде своих заработанных денег. Думаю, на данном этапе это мне подходит!”Пост на одном из форумов в Интернете.

Нельзя не заметить, что в последнее время в облике городов и поселков произошло много качественных изменений. И завтрашний день видится уже не таким неопределенным, как это было еще десять-пятнадцать лет назад. Повышение уровня жизни белорусского народа — это главная задача текущего этапа социально-экономического развития страны. И в основе ее решения — обеспечение устойчивого роста заработной платы, которая определяет покупательную способность людей и является одним из источников финансирования многих государственных расходов, в том числе расходов на содержание объектов здравоохранения, образования, культуры, мероприятия по благоустройству населенных пунктов, охране правопорядка и других.
В соответствии с законодательством из заработной платы и других доходов физических лиц удерживается подоходный налог, который поступает в бюджет той административной территориальной единицы (района, города, области), в которой проживают плательщики. А средства этого бюджета направляются на содержание объектов социально-культурной сферы.
Налицо проблема вывода заработной платы из “тени”, иными словами, проблема легализации доходов населения. И проблема эта многоуровневая. Но, как это ни кажется странным на первый взгляд, в ее разрешении заинтересованы все: и граждане, получающие заработную плату в “конвертах”, и их работодатели, и конечно же государство.
Не секрет, что некоторые недобросовестные субъекты хозяйствования, желая уплачивать налоги и отчисления в Фонд социальной защиты по минимуму, занижают данные по оплате труда в бухгалтерском учете либо не отражают их на счетах предприятия вовсе. И если где-то появляется “черный нал”, которым можно платить зарплату “в конвертах”, — это признак того, что существует источник получения неучтенных наличных денег и выплата их в виде заработной платы является лишь последним звеном в цепочке нарушений законодательства в сфере налогообложения, в результате чего в бюджет нашей страны недопоступают значительные суммы денежных средств. Получатель такой зарплаты наряду с нанимателем становится участником опасной игры с законом, именуемой “теневой экономикой”.
Ведь выплачивая заработную плату “в конверте”, недобросовестные субъекты хозяйствования и индивидуальные предприниматели умышленно идут на ряд противоправных действий.
Как показывает практика, основным источником для выплаты “конвертной” зарплаты является неучтенная выручка, денежные доходы от незаконных финансовых операций и незаконной предпринимательской деятельности, а также наличие в штате “мертвых душ” (которым зарплата начисляется, но не выплачивается), необоснованно начисляемые премиальные и иные выплаты.
Чаще всего нарушения встречаются в сферах строительства, торговли, обслуживания, причем в коммерческих организациях. Порой выясняется, что человек официально по ведомости получал зарплату лишь частично, а порой — что вовсе работал без заключения трудового договора.
Уже в первом полугодии этого года при проведении контрольных мероприятий налоговыми органами выявлено 146 случаев выплаты 332 гражданам заработной платы без отражения в регистрах бухгалтерского учета (“в конвертах”).
В частности, при проведении выездной комплексной проверки одного из плательщиков при участии УКГБ Республики Беларусь по Витебской области были проведены опросы бывших работников организации, на основании которых установлены факты выплаты заработной платы трем работникам в большем размере, чем отражено в ведомостях. Данные выплаты расценены как заработная плата “в конвертах”, дополнительно предъявлено к уплате подоходного налога в сумме 1,7 млн рублей, отчислений в фонд содействия занятости — 0,6 млн рублей.
В ходе выездных комплексных проверок двух других плательщиков совместно с Новополоцким МРО УДФР КГК установлены факты выплаты (апрель 2007 г.) заработной платы в суммах 22 млн рублей и 20 млн рублей, не отраженных в регистрах бухгалтерского учета. По результатам проверок доначислен подоходный налог в сумме 4 млн рублей.
Добиться определенного успеха в борьбе с этим явлением можно не только путем совместных действий налоговых и правоохранительных органов, усиления контроля с их стороны над нанимателями и работниками, но и с помощью информации от физических лиц, которым наниматель предлагает зарплату “в конверте”.
Важно знать, что соглашаясь на заработную плату в “конверте”, работник прежде всего пополняет карман своего нанимателя, а не бюджет города, в котором живет, а также способствует совершению правонарушений и даже преступлений в сфере налогового законодательства, что чревато административной, а в ряде случаев также и уголовной ответственностью для нанимателей.
Довольно часто негативные последствия “серой” зарплаты люди связывают только с пенсиями по возрасту. Объясняя это тем, что до пенсии еще далеко, а средства нужны сейчас, соглашаются на работу или без оформления, или на маленькую по бухгалтерской ведомости зарплату, но с доплатой в так называемом конверте.
Однако проблема выплат заработной платы “в конвертах” прежде всего социальная: проблема выплат социальных пособий, социального обеспечения населения. Ведь чем меньше денег поступает в бюджет, тем меньше поддержка социального обеспечения наших граждан.
Многие до сих пор не подозревают, что зарплата “в конверте” — это социальный капкан. В него можно угодить в любую минуту.
Получая “серые” деньги и думая при этом о существенной выгоде, работник во многом обделяет себя и своих близких:
* во-первых, работник не защищен от произвола со стороны своего нанимателя в случае “неожиданного” увольнения. Не так уж редки случаи, когда индивидуальные предприниматели или руководители коммерческих структур избавляются от не устраивающих их работников, не выплатив им причитающуюся заработную плату за несколько отработанных месяцев. Ни о каких гарантиях, предусмотренных трудовым законодательством для случаев увольнения по инициативе нанимателя, и говорить не приходится. Трудовые договоры в таких случаях, как правило, отсутствуют, а следовательно отсутствуют и обязательства по выплате заработной платы;
* во-вторых, нелегально полученные денежные средства очень проблематично направить на приобретение жилья, автомобиля, валюты, оплату обучения детей, другие крупные расходы, поскольку такие операции находятся на контроле налоговых органов, которые обязательно потребуют подтвердить расходы легальными источниками. Требовать представления указанной декларации, кроме налоговых органов, могут также органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, а также прокуратуры. При этом срок, по истечении которого налоговые органы не имели бы права взыскать неуплаченные суммы подоходного налога, законодательством не ограничен;
* в-третьих, поскольку форма оплаты труда “нелегалов”, как правило, сдельная, становится очень невыгодно болеть. Ведь больничные листы оплачивать некому да и незачем. А если человек заболеет серьезно, рабочее место, скорее всего, за ним не сохранится;
* в-четвертых, в последнее время наблюдается рост активности населения в получении банковских кредитов на строительство или приобретение жилья, иные потребительские цели. И здесь для “нелегала” горит красный свет. Ведь подтвердить свою состоятельность, вернуть полученный кредит можно лишь официальной заработной платой, а “липовые” справки могут обернуться серьезными штрафами.
И самое главное. Живя сегодняшним днем, нужно задумываться о дне завтрашнем, а именно о размере пенсии, которую предстоит получать спустя несколько лет, чтобы не пришлось потом сожалеть, что вовремя не позаботился о своем будущем благополучии, что стал вдруг в тягость собственным детям или о том, что приходится просить милостыню у людей или государства.
По имеющим место фактам выплаты заработной платы “в конвертах” обращайтесь в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту жительства либо работы, на телефон доверия Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (017) 206-53-53, а также на сайт www.nalog.by.
Отдел информационно-разъяснительной работы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter