Как мы познакомились с Адриано Челентано

«Серафино» поет и навстречу идет

Знакомства с великими бывают скромными. Пятьдесят лет назад мы узнали Адриано Челентано. В комедии «Серафино» он впервые появился перед нашими зрителями. Впечатление произвел, но с ума не свел. И вряд ли бы сегодня мы вспоминали об этом фильме, не будь необыкновенной популярности итальянца в восьмидесятые.

Бровкин и Перепелица на итальянский лад

Иванушка‑дурачок — популярный герой народных сказок. Непутевый, но неунывающий персонаж минует рифы судьбы, не обременяя себя сложными понятиями, зато непременно достигает успеха благодаря бесконечному заряду оптимизма, природной смекалке и умению не упустить удачу. Подобные качества всегда ценятся, за что историям про героев достается двойная порция везения. Советские киногерои Иван Бровкин и Максим Перепелица в середине пятидесятых олицетворяли собой чаяния простых деревенских жителей. Фильмы, вышедшие один за другим, в духе соцреализма повествовали о перевоспитании армией сельских оболтусов в толковых парней, достойных подражания. 
Когда эти истории начали приедаться, на наших экранах неожиданно появился Серафино, доведя классический сюжет про Иванушку‑дурачка до абсурда.
Апеннинская провинция шестидесятых годов ХХ века присутствовала на советском экране так часто, что нравы сельских итальянцев мы невольно переносили на наши реалии. В солнечной стране редко возили девчонок на тракторе, зато местные склоки и сложившиеся традиции поражали едва ли не глубинным средневековым невежеством тамошних обитателей. Здесь царили строгие семейные правила и простая формула счастья: мелкий бизнес, своя земля, виноградники, стадо овец, сыр на продажу… Трагикомедии «Развод по‑итальянски» и «Дни любви» укоренили понимание социальных проблем на фоне бытовых условий, далеких от благ цивилизации. При этом сердцеед Марчелло Мастроянни воспринимался нашими женщинами не иначе как мужчина‑мечта. Пока не появился Адриано Челентано.

Подобно Мастроянни он обозначил свой общесоюзный успех на Московском кинофестивале, где «Серафино» в 1969 году был удостоен Золотого приза. Многие киноманы были в шоке. Как так? Фильм, снятый на грани фарса, жюри во главе с серьезным режиссером Сергеем Герасимовым оценило выше, чем культовую научную фантастику Стенли Кубрика «2001: космическая одиссея», классическую экранизацию Ивана Пырьева «Братья Карамазовы», историческое полотно Ежи Гофмана «Пан Володыевски» или «Время развлечений» Жака Тати. Редакция журнала «Советский экран» даже получила порцию писем возмущенных читательниц, которые, посмотрев комедию на фестивале, нашли «Серафино» пошлым, грубым и безнравственным… Несмотря на подобные гневные штампы, в марте 1972 года комедия прорвалась в широкий советский прокат.

Его мучают явления инфантилизма

В отличие от несколько отрешенной, интеллигентной манеры героев Мастроянни, Адриано Челентано создал принципиально иной образ — настоящего рубахи‑парня, воспевающего свободу от общества и получающего почти животное наслаждение жизнью. «Серафино» сделал из начинающего музыканта популярного в мире актера. Все сложилось не сразу. «Первые пробы прошли ужасно. Режиссер Пьетро Джерми забраковал Челентано, заявив, что с таким гангстерским лицом можно сниматься только в детективах. Джерми объяснил, что Серафино смеется и всегда открыт душой. Адриано попросил еще один шанс и все изменил. Кардинально. Джерми был в восторге…» — так описывал предысторию Джино Сантерколе, родной племянник Адриано Челентано, а в вместе с тем его шурин и коллега по музыкальному творчеству. Ох уж эти итальянские клановые переплетения!

Вокруг фильма много спорили и в самой Италии. Серафино — дитя природы, в горах пасущий овец, парубок у зажиточных родственников. Он прост в чувствах, желаниях и поступках до безумия. В отличие от наших киногероев Бровкина и Перепелицы, итальянская армия так и не перевоспитала шалопая. Может, случай действительно критический? Со всем набором противоречивых качеств, подкрепив для верности вердиктом врачей («у него не в порядке с психикой, его мучают явления инфантилизма»), не поддающегося строгой дисциплине Серафино досрочно вернули в родную деревню.

Здесь герою по законам жанра буржуазного мира счастье приходит не в виде суженой, как у нас, а достается деньгами. Наследство тетушки парень по своему искреннему разумению пускает на шумные развлечения. «Разве деньги для того, чтобы их хранить в банке? — вопрошает Серафино. — Они для того, чтобы их брать из банка и тратить на друзей, на веселье». 
Для малограмотного парня, который и считает‑то с трудом, очевидно, купюры — просто бумажки — далеко не главная радость в жизни. Куда большую цену имеют верные друзья, широкие луга, свежий ветер и полная свобода времяпрепровождения… 
Среди алчных родственников он словно белая ворона на свежевспаханном огороде, никак не повод для обожания и подражания.

При этом парень по простоте души совершенно не стесняется уникальности, вызывающей шок у окружающих, громогласно заявляя о своих понятиях на суде, куда родня спровадила Серафино, чтобы официально признать его сумасшедшим. Вместе с приговором откроется возможность заполучить доставшееся несмышленышу наследство. Но не зря в народе говорят, что дуракам везет… Вся комедия проникнута типичной для Италии тех лет иронией, издевкой над бытующими понятиями мещанского сознания.

Мужчина с сердцем ребенка

В итоге итальянская левая пресса возмущалась за насмешку над местными крестьянами, а правые называли фильм «мужицким» и «вульгарным». Точь‑в‑точь как наши по‑пуритански настроенные дамы на Московском кинофестивале. А ведь в полной мере оценить эту сторону комедии мы даже не могли, при дубляже самые забористые шутки и остроты растворились в переводе. Однако критика только подогрела интерес. На родине фильм оказался абсолютным победителем киносезона 1968/69 года, а в настоящее время занимает двадцатое место в рейтинге самых просматриваемых итальянских фильмов с общей аудиторией более 10 миллионов зрителей.

На протяжении минувшего полувека популярность ленты подогревалась личностью Адриано Челентано. В 1970 году он стал победителем конкурса итальянской песни в Сан‑Ремо. Музыкальная карьера активно двинулась в гору, а вместе с ней певец стал регулярно появляться на киноэкране и устраивать шоу в телеэфире. 
Редкое выступление Челентано оставалось вне бурного обсуждения. Он словно копировал своего Серафино — был прям в словах и непредсказуем в поступках. Репутация эпатажного артиста — это о нем.
Публика видела его в самых противоположных образах: жулика и политика, сердцееда и женоненавистника, аристократа и уличного певца…

Кому‑то нравится авантюрный «Блеф», кто‑то в восторге от искрометного дуэта с Орнеллой Мути в «Укрощении строптивого». К сожалению, нам не так много довелось увидеть фильмов с Челентано в расцвете славы. «Серафино» первый из них. Адриано всего 30. Он еще с копной волос, но уже среди соотечественников обзавелся кличкой «Малледжато» — весь на пружинках. Всю дальнейшую карьеру Челентано будет в разных ипостасях зара­зительно тиражировать образ, придуманный режиссером Пьетро Джерми. Словно повторяя слова песенки, звучащей в переводе с итальянского приблизительно так: «Молодой пастух Серафино, мужчина с сердцем ребенка, защищай свою свободу! И, свободный, как чистейший утренний воздух, живущий в горах, возвращайся, Серафино!»

За свой счет

Режиссер Пьетро Джерми собрал практически все возможные награды мира большого кино. На его счету американский «Оскар», премии фестивалей в Каннах, Берлине, Венеции, Сан‑Себастьяне, Москве… Он начинал с фильмов с минимальными бюджетами в стиле документального неореализма, вне студий на натуре с актерами‑любителями, нередко сам играл в своих проектах. В 1960‑е годы мировую известность приобрела его кинотрилогия, иронически высмеивающая мораль и нравы итальянцев. Первый фильм, «Развод по‑итальянски», стал классическим образцом национальной комедии, при этом больно ударил по многолетним устоям глубоко религиозной страны. Два последующих, «Соблазненная и покинутая» и «Дамы и господа», лишь подтвердили профессиональный уровень режиссера. При этом, несмотря на успешную карьеру, Джерми многие ленты снимал на собственные деньги. Среди них и «Серафино», в которой по‑настоящему засияла звезда Адриано Челентано.

Подружка Зорро

Актриса Оттавия Пикколо не снискала большой славы, однако отметилась в подружках у двух популярных на нашей памяти героев. Роль корыстной возлюбленной Серафино добавила ей востребованности на итальянском экране, но мы ее по‑настоящему рассмотрели в суперпопулярной в ­СССР версии «Зорро». Там, где в черной маске ловко орудовал шпагой Ален Делон.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter