Странное ощущение остается после этого спектакля. Почти непонятен сюжет. Невозможно пересказать предложенную нам историю, хотя много любви и смертей. Действующие лица не похожи на реальных людей, они все как будто потусторонние. Даже их имена с трудом запоминаются. Много пластики, звуков, масок, бутафории, роскошных костюмов. Все очень красиво. Спектакль идет почти два с половиной часа, что непривычно для сегодняшней торопящейся публики, но она не расходится. Спектакль и потом не отпускает тебя от себя день, два, неделю, месяц, заставляет разгадывать свои чудеса. Что же такое удивительное снова сочинили в этом Могилеве, спрятав под неприметным названием “В маленькой усадьбе”?
Не побоюсь заявить, что драматический театр Могилева уже более полувека может претендовать на то, чтобы называться столицей театральной жизни Беларуси. В 70-х годах прошлого века главным режиссером здесь работал талантливый молодой Юрий Мироненко, на спектакли которого съезжались театральные критики из Москвы. Эстафету у него перенял не менее одаренный Валерий Маслюк, которого сразу же переманили в Минск, и дальше он сделал блестящую карьеру. Здесь начинал как режиссер драмы ныне известнейший в Европе кукольник Олег Жюгжда. Он поставил оригинальную белорусскую версию “Тристана и Изольды”, спектакль, который потряс публику многих фестивалей. Не слишком успешно, но заметно и скандально осуществляли свои первые опыты на могилевской сцене востребованные сейчас за рубежом Евгений Карняг и Катерина Аверкова.
Второй сезон работает главным режиссером литовец Саулюс Варнас, поменявший уютный дом и работу в Вильнюсе на съемное жилье и непростой коллектив в Могилеве.
Ничто не проходит зря. Накопленное достается совсем новым поколениям, хотя и не передается из рук в руки. Предположу невероятное: есть какая-то мистика в этом стариннейшем могилевском театральном здании. Оно словно впитывает в себя энергию поиска, эксперимента, обозначая пути к созданию в нашей стране нового театрального языка. То, что в свое время только нащупывали Мироненко, Маслюк, Жюгжда, вырвалось за пределы Могилева и Беларуси. Уже четвертый поставленный здесь спектакль Саулюса Варнаса претендует на новые формы и новую театральную эстетику.
Станислав Виткевич: “Нужно, чтобы после спектакля у зрителя оставалось впечатление, что он пробудился от какого-то причудливого сна, внутри которого самые обычные вещи вдруг обретали странное очарование”.
Сейчас в театре мода на изо-, фото-, теле-, киноэффекты. Театр впустил на сцену почти все. Саулюс Варнас не идет этим путем и может кому-то показаться старомодным. Он ищет свежие резервы в самом театральном искусстве, его главный источник удивления — актер.
Спектакль “В маленькой усадьбе” сделан по пьесе польского драматурга Станислава Виткевича. Автор пришел в театр от живописи и сформулировал “теорию чистой формы”, за что его назвали предшественником абсурдистов. Его не интересуют конфликты нормальных людей и психологические мотивы поступков. Он призывает держаться подальше от жизни, не доискиваться до логики поведения. Трудно определить, чего больше в творчестве Виткевича — литературного таланта или философской созерцательности. Именно это, последнее, определяет существование его пьес в пространстве сновидений, а его героев делает похожими на безумцев. Сплошная метафизика.
Увлечение мистикой, характерное для первой половины ХХ века (именно тогда и начал писать Виткевич), вернулось посвоему в наш ХХІ век в несколько измененном, более трезвом виде. Мистицизм опирается на очень субъективное изучение и толкование явлений при помощи расширенной интуиции. Это и демонстрирует в режиссерском решении Саулюс Варнас. Он предлагает декаданс, характерный для русской культуры, что проявляется в манере поведения артистов, костюмах, придуманных Юрате Рачинскайте. Иногда это талантливая пародия на декаданс. В театральном языке спектакля щедро используются духовные практики Востока, медитация, ритуальные формы.
В спектаклях Варнаса замечательны все актерские работы, но кто-то обязательно становится лидером. В “Тарелкине” по-новому открылся Николай Романовский, во “Фрейкен Жюли” — Елена Кривонос, в “Женитьбе” — Руслан Кушнер, “В маленькой усадьбе” — Александр Кулешов.
Театр живописен всегда и похож на красочный карнавал. Но здесь происходит “театрализация” театра, что проявляется в музыкальной форме речи, почти танцевальных жестах, роскошных архитектонических мизансценах. Щедрое белорусское барокко. Мистика. Фантастика. Гротеск. Невозможность пересказать с помощью слов. Охи. Вздохи. Жестикуляция. И все согласно тексту Виткевича и художественному методу Саулюса Варнаса: субъективная деформация действительности.
Нужен ли сегодняшнему зрителю областного города такой спектакль? Вопрос, который очень волнует руководство театра. Тот, кто привык к легкому и понятному, возможно, возмутится и потребует вернуть деньги за билет. Мне представляется конструктивным другой вариант: гордость за то, что театр скромного города первым освоил труднейшую эстетическую форму и показал работу высочайшего художественного уровня, которой сегодня нет ни на одной белорусской сцене. Если что-то осталось непонятно, можно прийти на спектакль во второй раз. Мне вроде бы все стало понятно, однако хочется на это смотреть еще и еще.
td_orlova@rambler.ru
АНОНСЫ
30.05 На тэрыторыі музейнага комплексу “Дудуткі” адбудзецца “Дударскі фэст”. Гасцей чакаюць карысная навукова-практычная канферэнцыя, майстар-класы па народных танцах і ігры на дудзе, беларуская кухня і выступленні музычных калектываў Lity Taler, “Стары Ольса”, Pawa і іншых.
1.06 У Рэспубліканскім тэатры беларускай драматургіі пройдзе канцэрт “Мы верым у мір”, прысвечаны Міжнароднаму дню абароны дзяцей. У выкананні юных артыстаў прагучаць сусветныя хіты Queen, Tina Turner, Joss Stone, Connie Talbot, Christina Aguilera, Nina Simone і Beyonce.
03.06 У Палацы Рэспублікі выступіць з юбілейным канцэртам спявак, кампазітар, паэт і адзін з заснавальнікаў рускага рока народны артыст Расіі Аляксандр Градскі. На творчым вечары ў Мінску ён выканае кампазіцыі ў самых розных жанрах — ад раманса да оперы і ад рока да джаза.