Сюжет спектакля “В маленькой усадьбе” невозможно пересказать, но осмыслить хочется

Сэра не заменишь сыром

Странное ощущение остается после этого спектакля. Почти непонятен сюжет. Невозможно пересказать предложенную нам историю, хотя много любви и смертей. Действующие лица не похожи на реальных людей, они все как будто потусторонние. Даже их имена с трудом запоминаются. Много пластики, звуков, масок, бутафории, роскошных костюмов. Все очень красиво. Спектакль идет почти два с половиной часа, что непривычно для сегодняшней торопящейся публики, но она не расходится. Спектакль и потом не отпускает тебя от себя день, два, неделю, месяц, заставляет разгадывать свои чудеса. Что же такое удивительное снова сочинили в этом Могилеве, спрятав под неприметным названием “В маленькой усадьбе”?



Не побоюсь заявить, что драматический театр Могилева уже более полувека может претендовать на то, чтобы называться столицей театральной жизни Беларуси. В 70-х годах прошлого века главным режиссером здесь работал талантливый молодой Юрий Мироненко, на спектакли которого съезжались театральные критики из Москвы. Эстафету у него перенял не менее одаренный Валерий Маслюк, которого сразу же переманили в Минск, и дальше он сделал блестящую карьеру. Здесь начинал как режиссер драмы ныне известнейший в Европе кукольник Олег Жюгжда. Он поставил оригинальную белорусскую версию “Тристана и Изольды”, спектакль, который потряс публику многих фестивалей. Не слишком успешно, но заметно и скандально осуществляли свои первые опыты на могилевской сцене востребованные сейчас за рубежом Евгений Карняг и Катерина Аверкова.


Второй сезон работает главным режиссером литовец Саулюс Варнас, поменявший уютный дом и работу в Вильнюсе на съемное жилье и непростой коллектив в Могилеве.


Ничто не проходит зря. Накопленное достается совсем новым поколениям, хотя и не передается из рук в руки. Предположу невероятное: есть какая-то мистика в этом стариннейшем могилевском театральном здании. Оно словно впитывает в себя энергию поиска, эксперимента, обозначая пути к созданию в нашей стране нового театрального языка. То, что в свое время только нащупывали Мироненко, Маслюк, Жюгжда, вырвалось за пределы Могилева и Беларуси. Уже четвертый поставленный здесь спектакль Саулюса Варнаса претендует на новые формы и новую театральную эстетику.

Станислав Виткевич: “Нужно, чтобы после спектакля у зрителя оставалось впечатление, что он пробудился от какого-то причудливого сна, внутри которого самые обычные вещи вдруг обретали странное очарование”.


Сейчас в театре мода на изо-, фото-, теле-, киноэффекты. Театр впустил на сцену почти все. Саулюс Варнас не идет этим путем и может кому-то показаться старомодным. Он ищет свежие резервы в самом театральном искусстве, его главный источник удивления — актер.


Спектакль “В маленькой усадьбе” сделан по пьесе польского драматурга Станислава Виткевича. Автор пришел в театр от живописи и сформулировал “теорию чистой формы”, за что его назвали предшественником абсурдистов. Его не интересуют конфликты нормальных людей и психологические мотивы поступков. Он призывает держаться подальше от жизни, не доискиваться до логики поведения. Трудно определить, чего больше в творчестве Виткевича — литературного таланта или философской созерцательности. Именно это, последнее, определяет существование его пьес в пространстве сновидений, а его героев делает похожими на безумцев. Сплошная метафизика.
Увлечение мистикой, характерное для первой половины ХХ века (именно тогда и начал писать Виткевич), вернулось посвоему в наш ХХІ век в несколько измененном, более трезвом виде. Мистицизм опирается на очень субъективное изучение и толкование явлений при помощи расширенной интуиции. Это и демонстрирует в режиссерском решении Саулюс Варнас. Он предлагает декаданс, характерный для русской культуры, что проявляется в манере поведения артистов, костюмах, придуманных Юрате Рачинскайте. Иногда это талантливая пародия на декаданс. В театральном языке спектакля щедро используются духовные практики Востока, медитация, ритуальные формы.



В спектаклях Варнаса замечательны все актерские работы, но кто-то обязательно становится лидером. В “Тарелкине” по-новому открылся Николай Романовский, во “Фрейкен Жюли” — Елена Кривонос, в “Женитьбе” — Руслан Кушнер, “В маленькой усадьбе” — Александр Кулешов.


Театр живописен всегда и похож на красочный карнавал. Но здесь происходит “театрализация” театра, что проявляется в музыкальной форме речи, почти танцевальных жестах, роскошных архитектонических мизансценах. Щедрое белорусское барокко. Мистика. Фантастика. Гротеск. Невозможность пересказать с помощью слов. Охи. Вздохи. Жестикуляция. И все согласно тексту Виткевича и художественному методу Саулюса Варнаса: субъективная деформация действительности.


Нужен ли сегодняшнему зрителю областного города такой спектакль? Вопрос, который очень волнует руководство театра. Тот, кто привык к легкому и понятному, возможно, возмутится и потребует вернуть деньги за билет. Мне представляется конструктивным другой вариант: гордость за то, что театр скромного города первым освоил труднейшую эстетическую форму и показал работу высочайшего художественного уровня, которой сегодня нет ни на одной белорусской сцене. Если что-то осталось непонятно, можно прийти на спектакль во второй раз. Мне вроде бы все стало понятно, однако хочется на это смотреть еще и еще.

td_orlova@rambler.ru

АНОНСЫ

30.05 На тэрыторыі музейнага комплексу “Дудуткі” адбудзецца “Дударскі фэст”. Гасцей чакаюць карысная навукова-практычная канферэнцыя, майстар-класы па народных танцах і ігры на дудзе, беларуская кухня і выступленні музычных калектываў Lity Taler, “Стары Ольса”, Pawa і іншых. 


1.06 У Рэспубліканскім тэатры беларускай драматургіі пройдзе канцэрт “Мы верым у мір”, прысвечаны Міжнароднаму дню абароны дзяцей. У выкананні юных артыстаў прагучаць сусветныя хіты Queen, Tina Turner, Joss Stone, Connie Talbot, Christina Aguilera, Nina Simone і Beyonce.

03.06 У Палацы Рэспублікі выступіць з юбілейным канцэртам спявак, кампазітар, паэт і адзін з заснавальнікаў рускага рока народны артыст Расіі Аляксандр Градскі. На творчым вечары ў Мінску ён выканае кампазіцыі ў самых розных жанрах — ад раманса да оперы і ад рока да джаза.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter