Сентябрьские чудеса

Календарь и традиции
18 сентября в православных храмах почитают пророка Захарию и его жену праведную Елисавету — родителей Иоанна Предтечи. Они скрывали своего сына во время уничтожения младенцев по приказу царя Ирода. В прежние времена в этот день особо уделяли внимание женщинам, ожидающим ребенка, старались угостить их чем–нибудь вкусным и полезным.

Фото Александра БУДАЯ

19 сентября в традиционном народном календаре обозначен день под названием «цуда», и связан он с библейской историей о чуде, свершенном архистратигом Михаилом, который ударом своего жезла пробил в горе широкую расщелину, чтобы отвести поток воды от Божьего храма. Считалось, некоторые поступки и действия этого дня могут обернуться весьма неожиданным, способным по–настоящему удивить, результатом — настоящим чудом. Причем такие «вынiкi» получатся только при условии, если человек не знает или забывает об особенностях «чудесного» дня.

21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы, один из важных христианских праздников. Есть у него и еще одно, народное, название — «багач». «Багач» — потому что крестьянские закрома уже полны собранным урожаем. А позаботиться о сохранности «багацця» в гумнах, пунях, погребах, кладовых, должен «дваравы» — очень интересный персонаж белорусской мифологии. Он «сядзiбны дух», опекун подворья, родственный домовому и «хлеўнiку». Но обязанности, территория и зона ответственности у каждого из них своя. «Дваравы» может иметь семью — жену– «дваравiцу» и детей. С особенным старанием помогает ухаживать за лошадьми и обязательно выбирает себе любимую масть, к представителям которой относится с большой любовью и заботой, охраняет их от других духов, которые могут обитать рядом и иметь отнюдь не лучшие намерения. Например, от «падмежнiка». Тот болтается «и не там и не здесь» — «каля межаў», и только смотрит, какую бы «шкоду» учинить. Хозяева старались не обижать своего «дваравога», наоборот — задабривали, подкладывая до праздника разные угощения, разговаривали с ним и обязательно хвалили. По поверьям, ночью «дваравы» принимает образ змея и своим видом отпугивает «ласых на чужое», а днем может походить на самого хозяина или кого–то из его родни.

Еще в этот день в некоторых регионах, в основном западных, выпекали огромные караваи из зерна нового урожая и называли праздник «гаспожкай багатай». Практически повсеместно в честь завершения трудных работ и получения урожая «ахвяравалi» для праздничного стола парсючка, ягненка или даже телушку. А если какой хозяин пожадничает, то просто так скаредность ему не пройдет — наказан будет тем, что ту же «ахвярную» телочку или барашка унесет волк или случится с ними другая неприятность, но «у сарайчыку» им уже точно не стоять.

В эти дни на стыке сезонов внимательно наблюдали за поведением домашних животных: если те буквально рвутся в поле на выпас, значит, холода наступят рано и так же рано выпадет снег.

24 сентября — Феодора–«Тадора», о которой говорили, что она «усякае цяпло i лецечка канчае».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter