Реставраторы обнаружили в Несвиже уникальные фрески и миниатюрные иконы

Сенсация под слоем штукатурки

В минских реставрационных мастерских на улице Чичерина надежная «охрана»: доярка, агроном, колхозница, охотник и механизатор. Двухметровые скульптуры — точные копии «Тружеников Беларуси», уже шестьдесят лет украшающих один из московских павильонов ВДНХ. Несколько месяцев назад специалисты «Белреставрации» сделали реплики этих самых разрушившихся оригинальных бетонных скульптур и отправили в Россию, а их гипсовые собратья, изготовление которых обязательное звено в технологии, остались бесхозными. Куда пристроить эти пять белорусских тружеников — сегодня не единственная головная боль наших реставраторов. Вместе с ними мы разбирались, какие значимые объекты требуют первоочередного спасения и какие из них могут преобразиться уже в этом году.

Труженики в ожидании


Начнем с этих самых скульптур, точнее, с тех, что в октябре были установлены в Москве на ВДНХ. Павильон № 18 «Республика Беларусь» несколько лет находился на реставрации. Внешний вид здания, собственно, как и его предназначение, коренным образом никто менять и не собирался. Символом же павильона все эти годы была композиция «Труженики Беларуси».  Куда без нее? Но за шесть десятков лет под солнцем и снегом она стала разрушаться. Московские реставраторы сами было хотели сделать новые скульптуры, но белорусы очень быстро изготовили модели в мягком материале, и россиянам ничего не оставалось, как признать качество работы и удивиться скорости наших специалистов. Более того, спустя время эта работа получила диплом лауреата конкурса «Московская реставрация — 2016».


Словом, эти пять скульптур-копий и есть едва ли не главное достижение наших реставраторов в прошлом году. Оригиналы статуй, а точнее только их бюсты, сейчас здесь же, в мастерской. Художники трудятся над их восстановлением и собираются вернуть статуи на ВДНХ, правда, под крышу. После этого они возьмутся за композиции с партизанами, которые тоже некогда украшали павильон. 

Но что делать с гипсовыми скульптурами? Выбросить как расходный материал? Жалко. Руководство «Белреставрации» уже испробовало несколько вариантов, но такой громоздкий подарок не каждый готов принять. А ведь если гипс покрыть лаком или каким-нибудь другим подобным материалом, двухметровые скульптуры еще долго могли бы украшать, например, Дворец культуры какого-нибудь солидного СПК. Но пока желающих приютить у себя под крышей доярку и компанию нет.

Фрески дышут историей


Заместителю гендиректора Александру Климашонку некогда бегать по министерствам и ведомствам с этим гипсовым подарком. Есть дела поважнее. У него каждую неделю командировка, а то и две. Чаще всего в Несвиж. Нет, с замком там все в порядке, а вот с костелом Божьего Тела (его чаще называют Фарным)… Разговоры о том, что на его фасаде могут быть росписи XVI—XVII веков, ходят давно. Это лишь предположения, никаких подтверждающих документов нет. Но в начале прошлого года реставраторы решили обследовать здание. 

Снимая один за одним слои штукатурки, они обнаружили фрески. Более того, там имелись миниатюрные иконы. Это почти сенсация. Ведь в Восточной Европе было несколько подобных костелов, но ни один из них не имел таких украшений! Только богатые Радзивиллы могли себе такое позволить. Но удивляет еще и другое: как эти полихромные росписи могли сохраниться по сей день? Ведь на северной стороне они просматриваются на 80 процентов, на главном фасаде — на 60. Здесь благодарить, а может, и винить стоит, скорее всего, одного человека. По предположениям историков, исчезновение росписей напрямую связано с поражением Наполеона в войне 1812 года. В отместку за то, что ординат Несвижский Доминик Радзивилл примкнул к армии Наполеона, русские войска разграбили Несвижский замок и разрушили строения с радзивилловской символикой. Они полностью уничтожили уникальнейшее здание — иезуитский коллегиум, который как раз и находился рядом с костелом. Есть предположения, будто ксендз, служивший тогда в Фарном, боялся, что от вражеских сабель может пострадать и храм, фасад которого с обеих сторон был украшен фресками с геральдикой рода Радзивиллов. Поэтому он наскоро оштукатурил все стены снаружи. Предполагается, что второй раз это сделали во время ремонта в начале прошлого века.

— Несмотря на то что росписи сохранились в неплохом состоянии, раскрывать их полностью мы не стали. Главная причина — чтобы не утратить то, что нашли, не нарушить целостность, — рассказал Александр Федорович. Это значит, что полностью фрески восстановлены не будут. На фасаде костела появятся лишь фрагменты оригинальных фресок: где-то размером квадратный метр, где-то поменьше. Будут и зондажи с росписью XVI века, она была монохромной, то есть менее ценной, чем та, что сделана в XVIII веке. 

На зиму росписи были законсервированы. Для их восстановления нужен определенный температурный режим. Работы по восстановлению начнутся с приходом настоящего солнца, скорее всего в апреле. Когда закончатся? На этот вопрос пока нет ответа. Да и Александр Климашонок говорит, что торопиться в этом деле не стоит. Более того, туристов на этот объект можно водить как раз с началом реставрационных работ. Иностранцам, да и многим нашим, этот процесс будет значительно интереснее, чем сам результат. К слову, реставрации ждет и внутренний интерьер костела. Там тоже есть над чем поколдовать художникам.

Какой замок следующий?

Реставраторов ждет и Святский дворец под Гродно, некогда бывший резиденцией магнатского рода Воловичей. Здание, построенное по проекту итальянского архитектора Джузеппе де Сакко в 1779 году, много раз меняло свое предназначение. Долгие годы там был санаторий. Последний серьезный ремонт во дворце делали в 1947 году. Тогда-то и было разрушено много ценных вещей. Часть утрачена и в наши годы. А ведь когда-то в здании были богатые интерьеры, много резьбы по дереву, шикарные печи, камины. Есть сведения и о росписи XIX века. Осталось из этого немного, и кто, как не реставраторы, может спасти имеющееся убранство и отыскать утраченное? 



Интересно, что более двухсот лет назад такой же дворец был построен и в Польше. Правда, наш был значительно богаче отделан. Несколько лет назад благодаря польским реставраторам тот дворец снова распахнул свои двери. Когда это случится в Святске? На объекте уже начаты работы: первым делом разбирается то, что пристраивалось в разные  времена. Дальше же если не начальниками, то хотя бы их правой рукой в замке должны стать реставраторы. Вряд ли кому-то надо объяснять необходимость таких специалистов на реконструкции и ремонте столь важных зданий.

«И Святский дворец сможет стать третьим после Мирского и Несвижского замков на пути следования туристов?» — интересуюсь у Александра Климашонка. «Конечно!» — соглашается он и начинает рассуждать о возможности сделать малое Золотое кольцо Беларуси. Жиличи, Гольшаны, Крево, Быхов — замки в этих местах можно было восстановить не хуже, чем в Несвиже. Но в списках реставрируемых объектов на этот год их пока нет.

stepuro@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter