Минск
+12 oC
USD: 2.04
EUR: 2.27

Сенсации нет

О взаимоотношениях граждан и Мингаза с бытовыми счетчиками
О взаимоотношениях граждан и Мингаза с бытовыми счетчиками

Оказывается, люди у нас далеко не легкомысленно относятся к платежам за всевозможные услуги. В том плане, что о бдительности не забывают. Вот, например, в последнее время почта принесла неожиданное: по наблюдениям читателей, Мингаз... подкручивает наши счетчики!

Это, между прочим, сенсация, если бы так оно и было. Виданное ли дело? Чтобы газовщики уж так распоясались: мало того, что не разрешают нам несанкционированно красивые шланги к плитам устанавливать, так еще теперь по своим санкционированным шлангам газ гоняют сумасшедшими темпами! Или не гоняют, а просто приборы населению портят? И копеечку — себе в карман? Читатели и технологию «обмана» подсказали: знаковый момент — когда ваш счетчик на поверку заберут. Цепочка, по мнению пользователей, простая. Как известно, бытовые счетчики газа (БСГ) относятся к категории средств измерения коммерческого назначения. И в соответствии с требованиями подлежат обязательной периодической государственной поверке. Вот их забирают, якобы подкручивают и на место возвращают уже «спринтерами»!

Существует межповерочный интервал — 8 лет. Абоненту сообщают: ваш бытовой счетчик нужно отправить на поверку, например, в I квартале текущего года. По таким–то телефонам просят связаться. По желанию сторон выбирается конкретный день. Счетчик снимают специалисты (за счет Мингаза), везут на предприятие, которое имеет сертификат, позволяющий поверять такого рода приборы. Процедура проводится в присутствии представителя института метрологии (БелГИМ) тоже за счет Мингаза. Если надо, прибор ремонтируют и потом благополучно возвращают на место. И вот тут–то у особо бдительных и возникает подозрение: «А что они там нам понакрутили?» Народ ведь как рассуждает? В таком деле только пусти на самотек – по локоть руку откусят.

Лично я всегда на стороне рядовых граждан, поскольку сама таковой являюсь. Получив сигнал от бдительных читателей, позвонила начальнику службы эксплуатации и учета газа УП «Мингаз» Анатолию Сергеевичу Бусыгину. Поставила вопрос ребром: так, мол, и так — народ все заметил и в курсе ваших дел!

Бусыгин, на удивление, и глазом не моргнул: нам, говорит, тоже звонят и жалуются. Мы, говорит, уже и сами хотели в средствах массовой информации этот вопрос поднять. Абоненты действительно недовольны тем, что до поверки платили меньше. А когда мы приезжаем по жалобе, ставим рядом образцовый счетчик и прошедший поверку, показываем: «Смотрите: оба работают идентично», все равно ругаются!

Выяснив, что проблема и в самом деле приобретает масштаб, я пригласила Бусыгина обсудить ее детально.

— Анатолий Сергеевич, скажите честно: Мингаз принимает участие во «вскрытии» счетчика?

— Мы только на доставке. А поверку осуществляет государственный поверитель (в РУП «Белгазтехника» или на заводе им. Вавилова, это работник БелГИМ). Работа проводится на оборудовании, которое аттестовано органами Госстандарта по утвержденной им методике. Представитель БелГИМа выполняет роль контролера. Обе стороны подтверждают сертификатом факт соответствия.

— А договориться, например, как подозревают ваши абоненты, эти две стороны никак не могут?

— Во–первых, это наказуемо, во–вторых, какой смысл? Зачем предприятию, проводящему поверку, или БелГИМу уменьшать или увеличивать скорость работы счетчика? Они же финансово никак не заинтересованы. И с нами не связаны. Когда погрешность превышает норму, предприятие делает ремонт, а счет, между прочим, выставляет Мингазу. Если прибор не подлежит ремонту, выдается акт о непригодности — и все. Мы даже просили руководство РУП «Белгазтехника» помочь нам реагировать на жалобы: объяснить людям, в чем заключается работа предприятия. Нам ответили следующее (я вам даже процитирую): «По поводу жалоб на завышение показаний счетчиков после ремонта сообщаем, что правильно откалиброванный счетчик не имеет возможности самопроизвольно увеличивать скорость своей работы и насчитывать объем газа больший, чем через него может пройти. Это ясно из самого принципа устройства счетчика. Но есть факторы, которые ухудшают его работу. К примеру, разного рода загрязнения, возникновение зазоров в стыках деталей, их износ, разрывы диафрагм. Но эти факторы приводят не к увеличению скорости, а наоборот. И практика показывает, что основная масса счетчиков, поставляемых на поверку, занижает показания от 3 до 5 процентов».

— Отчего же люди стали жаловаться в таком массовом порядке?

— Я думаю, дело в том, что счетчики в квартирах и домах появились как раз около 8 лет назад, и для многих настало время поверки. Поскольку, как я уже говорил, процесс эксплуатации приводит к различным факторам, замедляющим работу прибора, то после ремонта все возвращается в норму и абоненту приходится больше платить за газ. Жалобы — результат субъективного сравнения «до» и «после». Можно понять людей, если они недоумевают, и надо объяснить причину. Кстати, ни один счетчик ни разу не уходил на плюсовую погрешность: это легко можно проверить, посмотрев результаты поверки за 2004 год.

— О каких суммах увеличения платежей идет речь?

— О незначительных: в среднем на 200 рублей в месяц. Но отследить это довольно сложно, потому что народ у нас платит не регулярно, а как соберется. А у нас месяц на месяц по погоде не похож! Если, например, февраль был холодный, тот же котел или колонка больше работали. Если человек оплачивает за несколько месяцев разом, то как мы можем определить систему? Или вот хозяин говорит: соседка меньше платит! Но у нее техника — плита и колонка — современные с автонавтикой, а у него все «древнее», морально устаревшее, с низким КПД. Естественно, будет разница! Люди у нас не все технически грамотные, а в газовом оборудовании вообще мало кто разбирается...

В общем, граждане, в результате диалога с Мингазом наша с вами «сенсация» ушла в минус. Зато в плюсе ценный совет: лучший способ экономить — по возможности менять старую технику на новую, которая сама за нас сэкономит. И платить, конечно, ежемесячно. Хотя... последнее осуществить мне самой с трудом удается. Но я стараюсь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...