В 2013 году в 1881 белорусской агроусадьбе заработали более 73 миллиардов рублей

Сеновал в аренду

По данным Департамента по туризму Минспорта и туризма, в прошлом году в 1881 белорусской агроусадьбе заработали более 73 миллиардов рублей
У людей, увлеченных своим делом, даже самые банальные идеи могут приносить доход. Не удивительно, что влюбленные в деревню, в сельский быт и тишину сумели превратить жизнь на периферии в прибыльный бизнес. По данным Департамента по туризму Минспорта и туризма, в прошлом году в 1881 белорусской агроусадьбе заработали более 73 миллиардов рублей. По сравнению с 2012-м прибыли выросли на 60 %. Впрочем, усредненная сумма дохода в пересчете на один домик выглядит не такой уж и большой — всего-то 38,8 миллиона. Или примерно по 3,5 тысячи долларов. Понятно, что где-то получилось гуще, где-то и вовсе вышло пусто. Но перспективы для увеличения этих цифр есть, в один голос уверяют представители отрасли. Правда, одного радушия для привлечения гостей теперь мало — нужно быть готовым «наседать» на потенциального посетителя, что называется, по всем фронтам. Но как?


Владельцам агроусадеб Брестчины и Гродненщины, например, вот уже два года ответы на этот вопрос подсказывает проект ПРООН «Местное предпринимательство и экономическое развитие». Спонсирует обучение агробизнесменов американское агентство по международному развитию. За это время в регионах появились 17 туристских дестинаций — определенных территорий, сплоченных общей идеей. Грубо говоря, речь идет о кластерах, где все работают на общее благо. Причем не только бизнесмены, но и местные жители со своими грядками и ремеслами, фольклорные коллективы. Вместе со специалистами каждый кластер уже выработал свою стратегию развития. Но кластер на то и кластер, что в каждом из подворий должна быть своя «изюминка», отличная от соседской. Без малого почти четыре десятка наиболее интересных предложений создания специфического турпродукта, связанного, например, с этнографией или местной кухней, нашли поддержку у организаторов проекта. Они выделили инициативным гражданам мини-гранты на сумму до 15 тысяч долларов, чтобы все задуманное сбылось. 


Важен и адресат. А значит, без популяризации сферы агроэкотуризма никак. Видели плакаты на обочине дорог, где изображены аппетитные драники, мед в сотах, лодки у самодельного причала? Способствовала их появлению кампания под названием «Простыя рэчы». Она, к слову, одно из ответвлений программы ПРООН. С помощью ярких фото и понятных слоганов организаторы хотели обратить внимание людей на ценности, которые неизменно есть в усадьбах, которые знакомы и близки каждому из нас с детства. 


Не удивительно, что большинство гостей (85 %) у сельских бизнесменов — наши соотечественники. Всего же в прошлом году агроусадьбы приняли 270 тысяч посетителей. Полюбилась глубинка и россиянам, они составляют 11 % от общего числа туристов. Едут к нам охотно также украинцы, молдаване, поляки, литовцы, латыши, немцы… Словом, гости из более чем 60 стран. И со всеми нужно в буквальном смысле найти общий язык. Уровень подготовки «Учил в школе» или «Понимать — понимаю» — не пройдет. А значит, нужно садиться за учебники. Неторопливым ПРООН позже предложит концепцию изучения иностранных языков, но без усердия здесь не обойтись. Как и при изучении менеджмента, экономики, устойчивого агроэкотуризма. Азы дают на встречах и семинарах, а вот пособия из Интернета предстоит скачать самостоятельно. Кстати, компьютерные курсы с уклоном в онлайн-маркетинг для бизнесменов Гродненской и Брестской областей уже провели. Как и ряд показательных мероприятий, которые могут стать ежегодными. 


Еще полгода ПРООН будет курировать программу, а потом — выпустит владельцев агроусадеб в «свободное плавание». Впрочем, от дальнейшего сотрудничества никто не отказывается. Ведь, показывает практика, всегда есть чему поучиться. Тем более в таком новом для страны направлении.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Валерия КЛИЦУНОВА, председатель правления ОО «Отдых в деревне»:

— Радует, что на село приходят люди с большим капиталом. Это инициативные бизнесмены, которые находят отдушину в агроэкотуризме. Они вкладывают немалые средства в восстановление усадеб, познают историю, начинают развивать фермерское хозяйство. Подобные примеры можно найти в Бобруйском (усадьба «Красное») и Воложинском («Кони-пони») районах, в Видзах, где россияне восстанавливают усадьбу с природным СПА-уклоном. А на Полесье появилась даже сеть домиков в деревне! Такой подход впечатляет и воодушевляет. Если брать европейские нормы, у нас в стране должно быть порядка 3 тыс. агроусадеб. Постепенно мы к этой цифре придем. 

Мария ДРУК


druk_m@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter