Сеньору помидору без науки не жить

Сможет ли белорусское овощеводство пережить "газовое" подорожание?

Известно, что история повторяется, но при этом часто ничему не учит. Именно такой казус может приключиться с белорусским тепличным овощеводством, которое с трудом пережило скачок цен на газ в начале 90-х годов, но может не выдержать предстоящего подорожания, так как к такому повороту событий никак не готовится. Такое мнение высказал академик Национальной академии наук Беларуси Леонид Герасимович, приложивший в свое время немало усилий, чтобы эта отрасль в республике не была ликвидирована. 

— Полтора десятка лет назад, действительно, стоял вопрос «быть или не быть», так как белорусские помидоры и огурцы оказались неконкурентоспособными, — вспоминает Леонид Степанович. – В то время удалось привлечь зарубежные фирмы и внедрить с их помощью технологии выращивания на искусственных субстратах, автоматизированные системы капельного полива, компьютерное управление микроклиматом. Но тогда был колоссальный резерв для роста, поскольку скачок в новую эру овощеводства совершался буквально из «каменного века». Почва в те времена использовалась естественная, что не позволяло получать высокие урожаи, потребление энергоресурсов было огромным и составляло 50—70 процентов себестоимости продукции. Сегодня же рентабельность достаточно высока, поэтому решения, обеспечивающие выживание тепличных хозяйств после нового подорожания энергоносителей, должны быть более глубокими и наукоемкими. Опять брать готовую технологию за рубежом? Можно. Но на сей раз это обойдется несравнимо дороже. И не факт, что окупится. Стало быть, если мы хотим сохранить отрасль, надо использовать достижения отечественной науки. А они есть. 

Еще в 1995 году в качестве одной из мер, направленных на преодоление кризиса в отрасли, при Белорусском государственном аграрном техническом университете был создан Научно-практический центр по тепличному овощеводству, который был нацелен на аккумулирование лучших разработок наших ученых, проведение собственных изысканий. Именно на белорусскую науку должны были опираться овощеводы, чтобы постоянно совершенствовать технологию. Но получилось иначе. 

Зарубежные поставщики так крепко привязали их к себе, что в сторону отечественных исследовательских центров те и вовсе смотреть перестали. Почему так произошло, понятно. Со своей наукой, хотя она и обходится дешевле, нужно «нянчиться», делить с ней ответственность за полученный результат, а зарубежная фирма берет много, но избавляет от всех хлопот и рисков. Сказать об этом откровенно никто не решается, поэтому достижения белорусских академических институтов и вузов отвергаются по причине их якобы неэффективности. 

Перебирая богатую коллекцию отечественных разработок из базы данных НПЦ по тепличному овощеводству, его руководитель Леонид Герасимович находит лишь единицы, судьба которых оказалась счастливой. Вот, например, система выращивания овощей на керамзите, используемая в теплицах СПК «Озерицкий» Смолевичского района. Она же прекрасно работает и совхозе «Тепличный» Гомельского района. Хорошо внедряются рекомендации по реконструкции отопительных систем, которые позволяют за счет перераспределения тепловых потоков сократить потребление энергии на 15–30 процентов. Но основная масса изобретений и разработок не востребована. Хотя многие из них, например, отечественные минеральные субстраты, алгоритмы управления технологическими процессами, агрономические приемы, успешно испытаны на практике. 

В то же время специалисты признают, что НПЦ не стал, да и не мог стать полноценным координирующим центром, поскольку изначально не был обеспечен нормальным финансированием. Разработки есть, но они фрагментарны и не позволяют решать задачу системно. 

— Для полноценной поддержки тепличного овощеводства необходим комплексный научный коллектив с целевой управляющей функцией, который был бы обеспечен и кадрами по всем основным направлениям, и хорошей технической базой, — говорит Леонид Герасимович. – Совместно с Инженерным центром Национальной академии наук и Институтом овощеводства мы в середине 90-х годов выходили с такой инициативой, но поддержки не получили. Сегодня перед лицом угрозы подорожания энергоносителей к идее следует вернуться. Ведь ни один из существующих сегодня институтов не объединяет в себе всех специалистов, необходимых для решения проблемы, то есть селекционеров и технологов, почвоведов, физиологов и агрохимиков, разработчиков компьютерных автоматизированных систем управления, материаловедов и других. Такой мозговой центр, проанализировав потребности, будет размещать заказы на актуальные разработки, координировать действия исполнителей, консультировать производителей продукции, предназначенной для тепличного овощеводства. Необходимость в этом возникает постоянно. Недавно, например, мне пришлось помогать специалистам НПО «Интеграл», которые решили развивать новое для себя направление – создавать системы микропроцессорного управления агротехнологическими процессами. У них есть для этого элементная база, программисты, конструкторы, но нет биологов и технологов, без которых правильно поставить задачу и создать конкурентоспособный продукт невозможно. 

Как считают ученые, появление такой структуры может быть частью комплексной целевой научно-технической программы, которую необходимо срочно разработать и принять. Правда, тепличные комбинаты, имеющие сегодня рентабельность 20–30 процентов, а потому не испытывающие финансовых проблем, при увеличении цены энергоносителей вдвое «лягут» обязательно, и это случится раньше, чем появится или начнет давать отдачу такая программа. Но умереть этим государственным предприятиям, надо полагать, не дадут, и чем раньше такой документ появится, тем быстрее тепличное овощеводство вновь встанет на ноги. 

А теперь зададим вопрос, звучавший уже полтора десятка лет назад. А надо ли вообще спасать тепличное овощеводство, если при нашем климате мы никогда не достигнем таких же показателей рентабельности, как в странах, более избалованных солнцем? Достойный ответ на него нашли скандинавы, которые живут в еще более суровых условиях и тоже какое-то время терзались сомнениями. Поставив цель, они направили на службу этой отрасли самые лучшие достижения своей и мировой науки. И практически сравнялись по удельным затратам энергии с южной Европой. Теперь их овощи, выращенные в современных автоматизированных теплицах, успешно конкурируют с такой же продукцией, завозимой из Италии или Греции. И это уже никого не удивляет. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter