Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как в Каменецком районе растят будущих айтишников

Сеньор Скретчер и другие

Scratch дает шанс почувствовать себя настоящим программистом

Город Высокое имеет богатую историю. Известен он уникальным парком с редкими деревьями, дворцом Сапегов-Потоцких, остатками замка и старинной обители братьев-бонифратров. Но не только глубокая старина – достояние небольшого уютного городка. Здесь учатся талантливые школьники, победители престижных конкурсов и форумов по программированию. С нынешнего года в Высоковской общеобразовательной школе работает STEM-центр – единственный в Каменецком районе и один из немногих в Брестской области.

В новом STEM-центре Александр Николаевич учит Всеволода собирать и программировать роботов

В десятке лучших

В день нашего приезда четвероклассник Сева Лешкевич пришел в школу, чтобы принять участие в областной олимпиаде по программированию, а олимпиаду отменили. Расстроился. Но что поделаешь, нынешняя эпидситуация вносит коррективы. Вот и конкурсные мероприятия Scratch Day 2020 (самый интересный и креативный конкурс года всего белорусского Scratch-сообщества) в нынешнем году проводили дистанционно. Всеволод набрал максимум баллов и вошел в десятку лучших. Ему присвоено звание Senior Scratcher:

– Самое сложное конкурсное задание для меня – это «Дополненная реальность в Scratch». Самое простое – «Онлайн-баттл Scratch-тестировщиков».

Следующий Scratch Day, говорит Сева, ему бы хотелось провести в кругу юных скретчеров. Онлайн-формат дает возможность поучаствовать большему количеству детей, но контакты и живое общение с участниками из разных уголков страны – совсем другое дело.

Детский язык программирования Сева изучает с шести лет:

– Мне нравится Scratch, он дает шанс почувствовать себя настоящим программистом. Я занимаюсь робототехникой, знакомлюсь с другими языками программирования. Мне интересно создавать игры, хотелось бы об этом узнать больше.

Хочу в STEM-класс

Откуда у Всеволода Лешкевича такие таланты? Наверняка от родителей – Александра Николаевича и Елены Владимировны. И STEM-центр в Высоковской школе Парк высоких технологий оборудовал благодаря талантам Александра Николаевича Лешкевича, рассказала заместитель директора школы Светлана Истратова:

– В декабре 2018-го наша школа приняла участие в конкурсе «Хочу в STEM-класс», который уже несколько лет организует Парк высоких технологий. Мы прошли во второй тур, но не победили. Конечно, расстроились. Зато наши дети начали изучать Scratch – детский язык программирования, загорелись идеей заняться робототехникой. Только у нас было всего два комплекта для робототехники. Мы, как говорят, стучались во все двери. И вдруг в декабре 2019 года – телефонный звонок. На проводе Александр Мартинкевич, заместитель директора Парка высоких технологий...

Выяснилось, что ПВТ следит за успехами тех, кто участвует в проводимых им конкурсах, и Александр Лешкевич со своими учениками давно на примете. Так ПВТ выступил спонсором STEM-центра. Светлана Истратова вспоминает, какое оживление эта новость принесла в школьный коллектив:

– ПВТ поставил нам условие, что STEM-центр не должен походить ни на один другой кабинет в школе. Мы выбрали помещение, где раньше была библиотека. Каждый день отсылали в ПВТ фотографии, фиксировали, как в кабинете идет ремонт. Наконец поступило оборудование: трапециевидной формы столы-трансформеры, ноутбуки и комплекты для робототехники.

В январе этого года в Высоковской школе заработал STEM-центр, на базе которого проводятся стимулирующие и факультативные занятия по программированию и робототехнике. Одновременно могут заниматься до десяти человек. Сформированы три детские группы.

Семейный подряд

Александр Николаевич вспоминает, что в Волчинской школе (деревня под Высоким), куда он в 2003 году пришел по распределению после БрГУ имени Пушкина, ему дали вести два предмета – математику и физику. Часов по информатике, которой увлекся еще в вузе, не досталось. Тогда он организовал факультатив. И стал отправлять детей на конкурсы. Александр Лешкевич вспоминает:

– В Волчине работала учитель-пенсионер Светлана Александровна Галюк, которая мне показала: если хочешь, чтобы твои ученики чего-то добились, надо стучаться во все двери, пробиваться на разные конкурсы. Поехали на одно из соревнований, с людьми пообщались, узнали, куда они ездят, так и вошли во вкус. На нас все смотрели круглыми глазами. Мол, кто вы такие, как сюда попали? Среди участников – гимназии да лицеи, а тут приехал какой-то Волчин, школа, где всего 70 человек учатся.

Две ученицы Александра Лешкевича заняли 3-е место в республиканской научно-практической конференции и были отмечены премиями специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Попробовали пробиться волчинские на международный конкурс инженерных разработок BelSEF, регио­нальные этапы проходили по всему миру, в Беларуси его организовывал ПВТ. Потом стали участвовать в аналогичном форуме в Санкт-Петербурге – Балтийском научно-инженерном конкурсе. Александр Лешкевич не скрывает гордости за подопечных:

– Наши дети не просто проходили отбор, они становились финалистами, лауреатами и победителями. Татьяна Климахович даже завоевала диплом Йельского университета (США), сейчас она учится в БрГУ имени Пушкина.

В 2017 году Александр Лешкевич пришел в Высоковскую школу. Здесь он учитель информатики и математики. Со школьниками, которые интересуются предметами, занимается дополнительно. Кроме Всеволода Лешкевича, Сеньора Скретчера, есть в Высоковской школе немало других талантливых ребят. Так, Мария Кондратюк и Дмитрий Сацута неоднократно были отмечены дипломами учительского, молодежного и научного жюри в секциях «Математика» и «Информатика» Балтийского научно-инженерного конкурса. В нынешнем году они же завоевали дипломы I степени в секции «Информатика» в областном конкурсе работ исследовательского характера.

У Александра Лешкевича есть надежная помощница – супруга Елена Владимировна, которая преподает белорусский язык и литературу. Она выучила Scratch и ведет занятия с самыми маленькими школьниками в STEM-центре.

СПРАВКА «ЗН»

STEM – это аббревиатура от слов Science (естественные науки), Technology (технологии), Engineering (инженерия, проектирование, дизайн), Mathematics (математика). STEM-образование предлагает систему межпредметных знаний для проектной работы в области научных и инженерных технологий. STEM сочетает в себе практико-ориентированные подходы к изучению не только естественно-математических, но и творческих, художественных дисциплин. Первый в нашей стране STEM-центр при содействии ассоциации «Образование для будущего» создан в декабре 2017 года в средней школе № 20 Борисова. Сейчас в школах страны работают более двух десятков STEM-центров.

kozlovich@sb.by,

В новом STEM-центре Александр Николаевич учит Всеволода собирать и программировать роботов
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter