Сеньор Помидор без гарантии

«ЧТО посеешь, то и пожнешь» — простая крестьянская поговорка предельно ясно передает суть главного принципа земледельца: без хорошего семени не жди доброго урожая. В свое время, имея под рукой только плуг да лопату, сельчане руководствовались этим неписаным законом и понятия не имели о таких премудростях, как элита или генетический фонд. Сегодня селекцией новых сортов, производством семян занимаются тысячи ученых и практиков в научно-исследовательских организациях, на испытательных станциях и в экспериментальных хозяйствах. Но отдача их не всегда соразмерна вложенным средствам.

Более половины сортов сельскохозяйственных культур в странах Таможенного союза — зарубежной селекции

«ЧТО посеешь, то и пожнешь» — простая крестьянская поговорка предельно ясно передает суть главного принципа земледельца: без хорошего семени не жди доброго урожая. В свое время, имея под рукой только плуг да лопату, сельчане руководствовались этим неписаным законом и понятия не имели о таких премудростях, как элита или генетический фонд. Сегодня селекцией новых сортов, производством семян занимаются тысячи ученых и практиков в научно-исследовательских организациях, на испытательных станциях и в экспериментальных хозяйствах. Но отдача их не всегда соразмерна вложенным средствам.

Обманчивый гибрид

Еще Николай Вавилов подчеркивал неразрывную связь между исходным материалом, селекцией и семеноводством. По утверждению же российских селекционеров, сейчас их семеноводство находится даже не в кризисном, а в коматозном состоянии. Лучшие сорта размножаются за рубежом, так как местные специалисты не соблюдают важнейшие правила и ухудшают качества гибридов. Единственными конкурентоспособными культурами остались лишь капуста, огурец и морковь.

— Отрасли срочно требуются обновление ассортимента и современные технологии, — уверен руководитель агрофирмы «Поиск плюс» из Раменского района Московской области Николай Клименко. С ним довелось познакомиться на Евразийском форуме овощеводов, который проходил в прошлом году в нашей республике. — Сейчас профилирующих культур у нас в России всего 8, в других странах в среднем выращивается 20, всего же в мире производится 80. Необходимо и внедрение новых принципов экологического земледелия, повышение экологической безопасности питания. Только 30 процентов сортов томатов для защищенного грунта — отечественной селекции. Да что там говорить, даже традиционная культура лук на 60 процентов — это зарубежные сорта! Отстаем мы и по зеленым культурам, в основном выращивая сорта голландской и французской селекций.

Если по зерновым и картофелю обеспеченность семенным и посадочным материалом удовлетворительная, то по овощным культурам, сахарной свекле, кормовым и техническим культурам она значительно отстает от потребностей. Особенно тяжелая ситуация сложилась в России с сахарной свеклой и овощными культурами.

— 80 процентов нашего рынка семян — зарубежные. Они нерайонированные, выращены с применением генной инженерии, — говорит президент Союза садоводов России Василий Захарьящев. — Допустим, семена гибридов дают урожай только один год. А дальше их надо вновь закупать. Если говорить о биотехнологиях, то российская наука — и наша Россельхозакадемия — отстала надолго, если не навсегда.

Есть еще одна сторона этой медали. Элитные сорта сельхозпроизводители, как дачники, так и крупные хозяйства, вынуждены покупать за рубежом. Цены на такой товар кусаются. Нишу, доступную для местного потребителя, заняли нелегалы.

Миллионные прибыли приносят фальсификаторам копеечные пакетики с несуществующими сортами овощей и корнеплодов. Так, в коллекции фальсификата у экспертов Россельхознадзора нашлись сладкий редис «чупа-чупс», морковь без сердцевины, правильной формы килограммовый картофель и даже кольраби с кочанами по 10 килограммов каждый. Примечательно, что сомнительные обещания на упаковке не насторожили потенциальных покупателей. Подделки обнаружилась только в ходе рейдов по торговым точкам.

Вполне возможно, что уже с 1 апреля 2013 года Россия может начать принимать жесткие меры по отношению к поставщикам семенного материала из-за рубежа. Скорее всего, это коснется импортного семенного картофеля: Россия может вообще запретить его ввоз на территорию страны.

Недавно руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил, что, «если европейская сторона не урегулирует все вопросы, связанные с поставками семенного материала, мы будем вынуждены ввести в отношении этой продукции меры, эквивалентные тем, что действуют в ЕС в отношении России».

В мире существуют международные нормы ввоза семян и растений. По требованиям этих норм страна-импортер должна в полном объеме получить от страны-экспортера информацию о фитосанитарном состоянии того места, где произрастали ввозимые растения. Если в этой зоне нет вредных организмов и никаких заболеваний, ввозить продукцию можно. Сергей Данквер весьма обеспокоен тем фактом, что такой информации Россия не получает. По словам главы Россельхознадзора, специалисты его ведомства, требуя информацию о фитосанитарном состоянии, действуют «строго в соответствии с нормами ВТО и международными стандартами».

Но, вероятно, это только первый шаг на нелегком пути защиты своего рынка. Куда больше надежды на принятую «Стратегию развития селекции и семеноводства до 2020 года». Документ разработан Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с поручением президента об обеспечении сельхозпроизводителей отечественными семенами в объеме не менее 75 процентов.

Тревогу бьют фермеры

Промышленного семеноводства как такового нет и у наших партнеров в Казахстане. После распада СССР в стране не осталось ни собственных сортов овощных культур, ни семеноводческих предприятий. Сегодня по всей республике действует всего пять аттестованных специализированных хозяйств, которые производят только 30 процентов необходимого посевного материала.

— Казахстан до обретения независимости не имел своих сортов по многим видам овощных культур. Естественно, их отсутствие привело к отсутствию семеноводства. Союзная система разрушилась, а новая не наладилась, к тому же в республике нет надлежащих семеноводческих хозяйств. А кто будет эти семена производить? — говорит директор КазНИИ картофелеводства и овощеводства Темиржан Айтбаев.

Пока большинство семян для Казахстана производят страны ближнего и дальнего зарубежья. Но не все то золото, что блестит. Не все сорта и гибриды — лучшие, высокопродуктивные, пригодные для длительного хранения и переработки, устойчивы к местным штаммам вредоносных заболеваний. К тому же зарубежные гибриды превышают в цене местные в пять, а то и в пятнадцать раз.

Нет своих сортов баклажана, белокочанной капусты, зеленных культур. Казахстанские ученые только начинают запускать их в производство. Однако, по словам Темиржана Айтбаева, это будут отличные сорта по всем показателям — и по лежкости, и по вкусовым свойствам.

— Нам обязательно надо заниматься семеноводством овощных культур, — заявляет ученый. — Сейчас, к примеру, за семена тепличных томатов и огурцов импортного производства фермер вынужден платить от 5 до 10 тысяч долларов на гектар. Отечественные семена обходятся в 10 раз дешевле! Но их катастрофически не хватает. В итоге все это отражается на себестоимости продукции.

— А про кормовые культуры вообще забыли, — сетует ученый, — их семена в Казахстане не производят. Для скота очень важен хороший питательный рацион, потому что невозможно получить качественное мясо и высокие удои при плохом кормлении стада.

Дефицит семян сельскохозяйственных растений будет наверняка и в нынешнюю посевную кампанию. Из-за сильной засухи прошлого года многие фермеры западного, северного и центрального Казахстана остались без урожая и, соответственно, без семенного материала. Так, по расчетам Союза фермеров, полностью или частично погибли посевы зерновых и масличных культур на площади около полутора миллионов гектаров.

Минсельхоз сообщает, что всего на посевную 2013 года потребуется 2 миллиона 112 тысяч тонн семян. «Брешь» закроют из госрезервов и путем перераспределения посевного материала между областями. Региональным властям дано поручение в крайнем случае выделить финансовые средства из местных бюджетов.

Тем не менее Союз фермеров призывает всех самим проявить активность и решать вопрос с семенами уже сегодня, пока еще не поздно, иначе посевная придет «вдруг неожиданно» вместе с ажиотажем и заоблачными ценами.

Мусор к нам не привезешь

Несмотря на реализацию Программы развития селекции и семеноводства, достаточно еще проблем и в нашей республике. Более половины семян овощей у нас по-прежнему импортные. То же касается сахарной свеклы. Мало своих районированных сортов капусты, огурцов и моркови, лука и гороха. Недостаточно собственного посевного материала для тепличного хозяйства. Стоит ли удивляться, что на прилавках свежие «витамины» сплошь заморские и к тому же дорогущие? Разве продаст хорошие семена тот, кто кровно заинтересован в поставке готовой продукции. А сколько валюты вывозим, расходуя на покупку зернобобовых или технических культур?

Мы далеко не всегда умеем грамотно и по-хозяйски распорядиться даже имеющимся потенциалом. Вот у нас вроде нет вопросов с сортами картофеля. Теоретически их даже в достатке. Разработаны, районированы, должны давать хорошие всходы и отличный урожай. Тем не менее продуктивность полей в два раза ниже европейской, а хозяйства продолжают высевать клубни, полученные из семян массовых репродукций. Спрашивается, а где же элита и суперэлита?

Думаю, неоправданно затянулось в республике и рассмотрение законопроекта «О семеноводстве». В первом чтении он был принят Палатой представителей еще в июне 2012 года. Во втором чтении депутаты планирует обсудить его на весенней сессии парламента. Действующему белорусскому закону «О семенах» более 15 лет, поэтому многие его положения требуют существенных уточнений.

По словам председателя постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Виктора Щетько, в новом законе предполагается целый ряд нововведений. Так, если производитель будет выращивать семена, например, для собственных нужд, то он вправе сам проводить апробацию и отбирать пробы для испытания на посевные качества. Но если посевной материал предназначен для реализации, то заниматься этим должны специалисты государственной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений.

Виктор Щетько отметил, что по сравнению с соседними странами в Беларуси хорошо отлажен контроль качества семян.

— Многие страны хотели, чтобы мы понизили эти стандарты, но мы категорически отказались. К нам мусор не привезешь, — подчеркнул депутат.

Кстати, в законодательном акте многое будет передано в компетенцию Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики. Тем более что наша страна уже сейчас заявляет о себе как о солидном производителе элитных семян зерновых культур. Только за прошлую пятилетку учеными Научно-практического центра НАН Беларуси по земледелию создано более 230 сортов растений и технологических разработок.

Сегодня выбор у белорусских аграриев богатый, по каждой зерновой культуре — 25—35 видов. А ведь в 70-е годы прошлого столетия в республике было только два сорта, сегодня же — более 220. Кроме того, еще десять лет назад в стране не производились семена кукурузы. Теперь имеются свои гибриды, и аграрии получают до 20 тысяч тонн семян в год, что позволяет сэкономить на импортных закупках порядка 30 миллионов долларов.

В большинстве регионов страны отечественные сорта превосходят по продуктивности и устойчивости к природным катаклизмам зарубежные. По словам генерального директора центра доктора сельскохозяйственных наук Федора Привалова, более 80 белорусских сортов с успехом возделываются и включены в национальные реестры России, Украины, Литвы, Латвии, Молдовы, Кыргызстана, Германии, что свидетельствует об их высокой конкурентоспособности.

Александр ШЕВКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter