Семья выносится на суд

Когда в последний раз вносили изменения в Кодекс о браке и семье, из 241 статьи были изменены 108. И хотя семья является одним из самых устойчивых и традиционных социальных институтов, изменения неизбежно происходят. И очень важно, чтобы брачно-семейное законодательство не отставало от жизненных реалий. В первую очередь это забота народных избранников. По инициативе Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи прошло заседание “круглого стола” на тему “Брачно-семейное законодательство: состояние и перспективы”. Что изменилось в последнее время и какие нововведения готовят правительство и парламент?

Нерадивым — никаких поблажек
Недавно был подписан президентский Декрет № 18 “О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях”, в котором среди прочего прописаны механизмы взыскания алиментов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Родители, лишенные родительских прав, обязаны устроиться на работу и оплачивать расходы на содержание своего ребенка, причем контроль за выполнением этой обязанности будет достаточно жестким. Депутат Палаты представителей Игорь Карпенко отметил, что многие люди поддерживают это решение, т.к. решительные меры могут стать сигналом и хорошей профилактикой для семей, которые еще не на краю пропасти. Однако некоторые журналисты поспешили найти подвох и в хорошем деле, заявив, что норма декрета, касающаяся временного отобрания ребенка у нерадивых родителей, противоречит Конституции. Это мнение решительно опроверг министр юстиции Республики Беларусь Виктор Голованов. Согласно подписанному Президентом декрету дети находятся под государственной защитой и могут быть взяты на гособеспечение в случае, если установлено, что их родители ведут аморальный образ жизни. Решение об отобрании ребенка принимает комиссия по делам несовершеннолетних.
Виктор Голованов сообщил, что журналисты ссылаются на несоответствие этой нормы статье Конституции, согласно которой дети могут быть отделены от своей семьи только по решению суда. “Однако если внимательно прочесть декрет, то станет ясно, что речь идет лишь о временном отобрании детей у нерадивых родителей”, — разъяснил министр юстиции. В пункте 4 декрета четко определено, что утверждается план работы с неблагополучной семьей — и с родителями, и с ребенком. В течение шести месяцев комиссия по делам несовершеннолетних должна либо вернуть ребенка назад в семью, если устранены обстоятельства, послужившие поводом для его отобрания, либо обратиться с иском в суд о лишении таких родителей родительских прав. “Так что никакого нарушения Конституции здесь нет”, — подчеркнул Виктор Голованов.
Помещение ребенка в социально-педагогический центр или социальный приют может, во-первых, оградить его от возможного насилия в семье и асоциального поведения родителей. Во-вторых, некоторых из них перспектива лишения родительских прав и неотвратимая обязанность платить алименты может отрезвить в прямом и переносном смысле. Это подтверждают факты. По словам начальника управления социально-воспитательной работы Министерства образования Георгия Бутрима, в прошлом году через социальные приюты прошло около четырех тысяч детей, 60 процентов из них вернули в семью.
Все — к судье
По данным заместителя председателя Верховного суда Беларуси Валерия Вышкевича, судебная статистика свидетельствует о том, что практически половина из общего числа оконченных в этом году в суде гражданских дел затрагивает сферу семейно-брачных отношений. Расторжение брака, раздел имущества, взыскание алиментов, средств на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, лишение родительских прав, усыновление...
Брачно-семейное законодательство используется достаточно широко, однако применение на практике некоторых статей Кодекса все же вызывает нарекания и жалобы. В частности, привел пример Валерий Вышкевич, статья 35 Кодекса о браке и семье говорит о недопустимости расторжения брака во время  беременности  жены  и в течение трех лет после рождения ребенка без письменного согласия супруги на развод. А если ее ребенок — от другого мужчины? По мнению заместителя председателя Верховного суда, такие вопросы должны быть скорректированы.
Министр юстиции Виктор Голованов отметил, что сейчас в правительстве находится проект новых изменений в Кодекс о браке и семье. В частности, он предполагает внесение новой главы, касающейся соглашения об уплате алиментов. Сейчас алименты на несовершеннолетних детей с их родителей взыскиваются в следующих размерах: на одного ребенка — 25 процентов, на двух детей — 33 процента, на трех и более детей — 50 процентов заработка и (или) иного дохода родителей. По словам министра, согласно новым нормам супруги будут иметь право установить размер алиментов в соглашении, заверенном у нотариуса. Причем сумма не должна быть меньше, чем установлено в нынешнем законе. Сейчас бывают случаи, когда на алименты можно купить только одну пачку детского питания — это 5—10 тысяч рублей! В новой главе, по словам министра юстиции, запланировано установить минимальный размер алиментов — 1 базовая величина.  Кодекс также, вероятно, будет дополнен нормой, которая принудит выплачивать неустойку за каждый просроченный по вине плательщика алиментов день в размере 0,3 процента. В месяц — около 9 процентов. По словам Виктора Голованова, наши соседи — страны СНГ — уже ввели подобные меры борьбы с неплательщиками алиментов.
“Процесс совершенствования законодательства должен максимально учитывать интересы членов семьи”, — подчеркнул главный советник отделения социального законодательства Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь Петр Рагойша. По его мнению, в усовершенствовании нуждается, к примеру, правовое регулирование отношений между мачехами/отчимами и падчерицами/пасынками. Очень часто супруги выполняют все обязанности родного папы или мамы, а прав соответствующих пока не имеют. Еще одна актуальная проблема — обязанность обеспечивать молодых людей, которые обучаются на дневной форме в вузах и ссузах. Сирот в таком случае государство поддерживает до 23 лет. Обязанности родных родителей по финансовой поддержке пока заканчиваются с наступлением 18-летия ребенка. Что ж, дело за законодателями.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter