"Республика" открывает новую рубрику "Диалоги о большой семье"

Семья. Холст. Масло

Что такое большая семья? Мама, папа и, как минимум, трое детей. А еще это ребячий смех, первые шаги, бессонные ночи и огромное счастье. На многодетные семьи у нас уже давно не смотрят с удивлением. Потому что много малышей в доме  – это не обуза, а стимул жить, развиваться, творить. Все больше родителей совмещают воспитание детей с интересной работой, карьерой и оригинальными увлечениями. С такими семьями мы будем знакомить вас в нашей новой рубрике «Диалоги о большой семье».

Человек в плаще остановился посреди улицы и достал причудливую деревянную коробочку. На календаре 2 марта, снег противно стекает с неба водой, а наш персонаж, как будто радуясь промозглой погоде, продолжает стоять. Люди растворяются в конце моросящей улицы. Он же пробудет здесь, в старом квартале Бреста, как минимум час. Потому что именно в этом месте он увидел важное: зима, из последних сил швыряя снег, все-таки сдается весне. На чистой картонке в дорожном деревянном этюднике появляются цветные метки. Тише! Художник Игорь Романчук создает эскиз будущей картины, он уже дал ей название — «Весеннее солнышко».

Большая семья — это большое счастье, считают Романчуки

Этого брестского мастера хорошо знают и ценят именно за то, что он удивительно точно передает настроение улиц. Брест, городской пейзаж и масло. Трех определений достаточно, чтобы безошибочно назвать фамилию художника. Хотя есть еще одна очень важная, однако не свойственная творческим людям характеристика: большая крепкая семья. У Игоря Алексеевича в его-то сорок с хвостиком четверо замечательных деток, причем супруга Ольга — тоже художник — каким-то образом умудряется участвовать в пленэрах. Как им это удается? «Р» отправилась в гости за ответом. 

Акробатика, танцы, фортепьяно, кларнет, ушу, конный спорт, пробы в живописи и лепке — обрадовавшись, что домой приедет репортер, дети решили продемонстрировать все то, чем увлекаются годами. Организовали мини-концерт. 

«Браво!» — восторгались мы с фотографом, когда 11-летняя Злата и 7-летняя Полина в четыре руки исполнили произведение «Славься» Михаила Глинки. Затем на импровизированную сцену в центре комнаты вышел 9-летний Дима. Он тоже ходит во вторую брестскую музыкальную школу, занимается на кларнете. Еще пару лет — и семье Романчуков можно открывать семейный оркестр: никто не сомневается, что годовалый Ильюша, сегодня безмятежно хлопающий в ладоши, пополнит ряды музыкантов. 

Воспитание не будет полным, считают Романчуки-родители, если не обучать ребенка музыке. Мама Ольга объясняет: «Детство — это время, когда можно раскрыть способности и таланты своих детей. Поэтому очень важно не упустить этот период и помочь маленькому человечку раскрыть потенциал. К тому же занятия музыкой крайне положительно влияют на умственное и духовное развитие. Научно доказано, что дети, которые занимаются музыкой, значительно успешнее сверстников».

Злата и Полина любят играть на фортепьяно в четыре руки.

Главная задача родителей — взрастить таланты, заложенные природой. Дать ребенку возможность в будущем заниматься исключительно любимым делом, получать от своей работы радость. 

Дима-третьеклассник, например, хочет стать военным. Причем выбор «сильной» профессии не меняется пару лет. Игорь и Ольга не видят в этом что-то странное: родители, даже если они оба художники, должны быть, в первую очередь, опытными советчиками. То есть раскрывать в ребенке его собственный потенциал, не навязывая увлечения взрослых. Хотя творчество — очень захватывающий путь постижения себя.

Естественно, в креативной семье Романчуков есть нестандартные творческие эксперименты.  

Ёлка, сделанная из раритетных стеклянных игрушек — один из них. Конкурсы на самую необычную новогоднюю елку проходят сейчас везде — в детсадах, школах, центрах дополнительного образования. Именно они подтолкнули маленьких Романчуков сотворить что-то этакое. В качестве материала выбрали семейную реликвию, поэтому коллективная работа не растворилась в рядах экспонатов выставки. Стоит дома на фортепьяно.

Жить с мамой и папой художниками, наверное, очень интересно. Думается, они весьма нестандартно обучают детей своему мастерству…

Зерно правды здесь есть, соглашается Игорь Алексеевич. Он просит Полину принести динозаврика, которого недавно помогал дочке лепить. Удивительно: игрушка сделана из безликого, на первый взгляд, скульптурного пластилина. Почему?

Еще пару лет — и семье Романчуков можно открывать семейный оркестр: кларнет, фортепьяно. Интересно, какой инструмент выберет маленький Ильюша?

Игра цвета — не всегда важна на начальной стадии работы, объясняет художник. Цвет не дает прочувствовать до конца форму, он отвлекает от главного. Отсюда — слабая проработка деталей у тех, кто выбирает стандартный набор пластилина. Серая масса концентрирует на главном. А разукрасить замысловатую зверушку можно всегда.

Конечно, после столь мудрых советов дети не только любят лепить, но и с удовольствием занимаются этим. Бывало, в свободный летний денек засядут втроем и возводят целые города — с башнями, каменными бульварами. Потом пластилиновые произведения перекочевывают к бабушке в деревню в Ивацевичском районе. Превращать в руины труды жалко, а хранить в городской квартире не позволяет жилплощадь.

Легко дается детям и спорт. Может, потому что и здесь каждый выбрал занятие по душе. Злата — конные прогулки. Полина — эстрадные танцы. Дима — ушу. В плотном графике ребят, где школьные уроки чередуются с музыкой, домашним творчеством и спортом, есть только один выходной-отсыпной день. Воскресенье.

Мама Оля любит этот день недели в особенности. Никуда не надо спешить, можно всем вместе собраться и чем-то заняться. Телевизор? 

Не поверите, в четырехкомнатной квартире Романчуков один телевизор, и от того пульт сломался. Ремонтировать не спешат. Новости можно узнать из газет или интернета, а фильм или мультфильм семья смотрит, исходя из собственных пожеланий. Например, в воскресенье был «Хороший динозавр». 

Ольга Александровна подчеркивает: мультики в расписании труда и отдыха детей — два раза в неделю. Ребятня относится к этому спокойно, так как всегда найдет дело: сначала старшие помогают младшим с уроками, а когда портфели собраны — можно дружной компанией пофантазировать с пластилином или заняться чем-нибудь еще. 

Пробраться, например, к папе в мастерскую (она в соседней комнате) и понаблюдать, как знакомые брестские улицы обретают лица. Чудесные превращения на холсте подстегивают ребят бежать обратно в детскую и тоже браться за краски и кисти.

Работы показывает Злата: она любит изображать лошадей. Бегущих, летящих, каких угодно. У нее целая папка таких рисунков. В очередной раз любуясь ими, папа говорит, что у дочери удивительно точно получается соблюдать пропорции. Есть в кого.

Свои картины Игорь Романчук обсуждать не любит. Пишу, да и пишу. Но мы-то знаем, что его реноме — честная документальность, в которой чудным образом сфотографировано настроение города. Его пейзажи — постимпрессионизм, где нашлось место и натурализму, и сентиментализму, и реализму. 

Творчество и семья. И все-таки, разве могут они одинаково плодотворно развиваться и без ревности существовать под одной крышей? Пример Романчуков демонстрирует полностью положительный ответ. Скажу больше: папа Игорь не просто художник, он еще и штатный преподаватель кафедры теории и методики эстетического образования в Брестском государственном университете им. А.С. Пушкина.

Университетская кафедра представляется Игорю Алексеевичу не банальным местом работы, это есть площадка для обмена идеями между поколениями — опытных и молодых. Педагогическую практику в вузе Романчук ведет с 2000 года, поэтому точно знает, о чем говорит.

Фактически весь световой день Игоря и его супруги заняты делами — по хозяйству, по работе, вклинивается между ними и часок для себя. Чета категорически не согласна с утверждением, что, чем больше детей, тем меньше времени и сил у взрослых: «Посмотрите на нас, разве мы выглядим уставшими?»

Хорошее настроение, улыбка. Нет, изможденными детскими капризами их никак не назвать. Жду объяснений. Мама Оля: «Если воспитывать ребенка, обучая его элементарным возрастным правилам безопасности и ухода за собой, то серьезных проблем не будет. Свободного времени нет у тех родителей, которые обслуживают ребенка, делая за него то, что он в силах сделать сам. Например, одеться, собрать форму на тренировку, помыть за собой посуду или почистить зубы. Если ребенку объяснили, что он достаточно взрослый делать это сам, показали, как правильно, то и с пятью детьми у мамы будет часок почитать книгу». 

Ценность домашнего очага в том и кроется, что семья — это команда, члены которой не перекладывают ответственность на другого, а с радостью помогают друг другу. Шестиклассница Злата объясняет английский Полинке. Дима присматривает за Ильюшей. Мама для всех жарит котлеты. 

Что может быть проще? Теперь становится понятно, как Ольга выкраивает время на пленэры, чтобы практиковаться в пейзажной лирике. Молодец. Невзирая на многолетний отпуск по уходу за детьми, она не отложила кисти и холсты. Бывает, поздним вечером на пару с мужем пишет.  

Шелестящая осень — тема последнего пленэра, на котором побывала Ольга в октябре 2015 года. Поехала с малюткой Ильюшей, благо недалеко — в поселок Беловежский Каменецкого района, что в 45 километрах от областного центра. Прекрасно провела время, вернулась полная вдохновения, которое нелишнее и в урегулировании домашних хлопот.

Щи варить, например. Хотя вопросы из разряда «бытовуха» в семье Романчуков стараются решать без заострения внимания. Надо, значит, надо. Быстро сделать, а оставшееся время лучше потратить на приятные вещи. «Наше настроение формирует то, о чем мы думаем и говорим. Мы предпочитаем думать о прекрасном», — говорит Игорь.  

Это не значит, что в семье Романчуков безоблачно и солнечно каждый день. Проблемы бывают. Просто называют их по-другому — ситуациями. Ситуации разбирают на семейном совете, находят тактику и спокойно приводят ее в действие. 

Юнгианская психология отдыхает, не правда ли? Так и напрашивается вопрос о пополнении…

Ясное дело, что в такой щекотливой теме человек лишь предполагает, а располагает Бог. «Когда появился Илья, родные и близкие нисколько этому не удивились», — то ли ответила, то ли намекнула Ольга.

Справка

Игорь Романчук родился в 1974 году в деревне Стайки Ивацевичского района Брестской области. В 1997 году окончил Витебский педагогический университет (художественно-графический факультет). Несколько лет работал учителем в школе. С 2000 года — преподаватель Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина. В художественных выставках участвует с 1998 года. С 2005-го — член Белорусского союза художников. Работает в жанре портрета и городского пейзажа, техника масляной живописи.

hanna.petrachenka@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter