Семья бизнесу помеха?

Семейный бизнес… От словосочетания веет чем-то  патриархальным, крепким, ибо ничто так не укрепляет очаг, как совместное дело. Именно благодаря родственным связям нередко удается «поднять» бизнес с нуля и довести до процветания

Семейный бизнес… От словосочетания веет чем-то  патриархальным, крепким, ибо ничто так не укрепляет очаг, как совместное дело. Именно благодаря родственным связям нередко удается «поднять» бизнес с нуля и довести до процветания. Впрочем, по мнению специалистов в области управления персоналом, родственные связи не всегда положительно влияют на служебные взаимоотношения. Большинство крупных корпораций при найме персонала придерживаются совершенно противоположной точки зрения. У экспертов на этот счет нет единого мнения: родственники на работе — это хорошо или плохо. Многое зависит от конкретной ситуации.

В западной корпоративной этике сформировалась достаточно четкая традиция: «сватовство» в офисе запрещено. Эта традиция перекочевала и в некоторые белорусские компании с «западными корнями». Один из пунктов анкеты при приеме на работу — место службы родственников, как минимум, до второго, а то и третьего колена. И службы безопасности нанимателя потом скрупулезно проверяют, чтобы у претендента на вакансию не было «своих» людей не только в фирмах-конкурентах, но и в структурных подразделениях собственной корпорации. 

Одна из теорий управления персоналом гласит: совмещение личных и деловых отношений  ослабляет дисциплину в компании. И прежде всего у родственников-коллег теряется беспристрастность в оценке работы друг друга. Скажем, велика вероятность, что главный бухгалтер будет прикрывать просчеты мужа или брата, которые занимают должность начальника отдела продаж. «Семейные» наемные работники таят в себе опасность проведения «оппозиционной» сплоченной политики по отношению к руководителям или владельцам компании. В любом случае, наказывая одного сотрудника, начальнику придется «оглядываться» на реакцию его «однофамильцев». В белорусской практике встречались случаи, когда менеджеры среднего звена шли на шантаж, грозя уволится всем «кланом». 

Владелец одной из крупных СТО столкнулся с кадровой проблемой, которую решить-то было не сложно, если бы не родственные связи. В кассе постоянно, изо дня в день, обнаруживались небольшие, но достаточно существенные недостачи. Менеджер по оформлению заказов вроде бы не воровал: просто стоимость работ калькулировал в пользу клиента, из-за чего страдали доходы предприятия. Уволить неквалифицированного и нерадивого молодого человека оказалось проблематично: его отец работал на СТО мастером, был хорошим механиком. Со «стариком» учредители расставаться не хотели, поэтому некоторое время терпели сына. 

Тем не менее стабильное положение немалого числа компаний зиждется именно на родственных связях учредителей. Как отмечают эксперты, если главный критерий вакансии — честность и надежность, то чаще всего родственник оправдывает ожидания. Так, у одного директора завода по розливу алкогольной продукции в подчинении работают и муж, и дети. Узкие специалисты — технологи, инженеры и так далее — наняты с улицы, но люди на ключевых должностях носят одну фамилию — и предприятие всегда под неусыпным контролем. Ибо алкогольное производство имеет специфику: глаз да глаз необходим за подчиненными. Во-первых, чтобы высоколиквидную продукцию не стали сбывать налево, а во-вторых, чтобы пристально соблюдалось законодательство. В отрасли спиртных напитков контролирующие органы ошибок не прощают, а даже за мелкие просчеты штрафные санкции могут достигать нескольких тысяч базовых величин. А кто лучше обеспечит неусыпный контроль, как не свои родные. Зато, по словам директора, она со спокойной душой ездит в командировки. Ведь каждый день последним с предприятия уходит кто-то из своих, собственноручно запирая склад готовой продукции, проверяя хранилища сырья и так далее. 

Зачастую родные люди выдвигают меньшие требования по мотивации своего труда, чем нанятые с улицы. Как показывает белорусская практика, семейные отношения руководителей компании полезны на кризисных стадиях бизнеса. Например, зарождения предприятия. Когда благосостояние семьи напрямую зависит от успешной деятельности фирмы, родственные связи не позволяют менеджерам бросать свои обязанности из-за временных финансовых сложностей. Генеральный директор одного из серьезных брестских предприятий сегодня вспоминает, как когда-то они начинали свой бизнес вместе с братом. Сейчас компания прочно стоит на ногах, ее специальная техника пользуется уважением и спросом, но первые машины они собирали в гараже собственными руками. Средств тогда не хватало, и не раз хотелось все бросить. И только родственные связи заставляли мириться с мизерной зарплатой, которая и выплачивалась нестабильно. 

Однако родственный бизнес чаще всего напрямую зависит от отношений внутри семьи. Несколько успешных белорусских фирм развалились из-за развода их учредителей-супругов: семейные дрязги отражались на атмосфере компании, в офисах витала напряженная обстановка, из-за которой костяк специалистов начинал увольняться… А все заканчивалось финансовыми проблемами и окончательной ликвидацией. 

Отдельный разговор, когда в компании работает родственное младшее поколение руководителей. Есть немало положительных примеров белорусских бизнес-династий, сформированных благодаря родителям, которые постепенно вводили в курс дела «наследников», так сказать, их стажировали. 

Однако чаще второе поколение появляется в компании, потому что молодого человека необходимо куда-нибудь пристроить. Вариант не самый лучший. Как отметили в белорусских кадровых агентствах, часто на вопрос: «Почему вы решили сменить место работы?» — слышат от квалифицированных специалистов ответ: «Мой непосредственный начальник — близкий родственник директора фирмы». Когда у сотрудника и образование не совсем профильное, и квалификации не хватает, и моральные качества прихрамывают, но благодаря фамилии он занимает руководящий пост и привилегированное положение в компании — такой сотрудник становится источником кадровых неурядиц. 

Одну из самых распространенных схем развития событий иллюстрирует опыт компании, которая занимается оптовыми поставками техники на внутренний рынок. Начальником одного из отделов сделали любимого племянника директора. Теперь в этом подразделении постоянная текучесть кадров. Неквалифицированный начальник перекладывает свою часть работы и ответственности на подчиненных. Причем в компании он вне критики: ему приписывают только успехи, а за просчеты расплачиваются рядовые сотрудники. А в результате мало кто из хороших специалистов не мечтает сменить место работы. 

Такой пристроенный близкий родственник может вносить расхолаживающие нотки в общую рабочую симфонию. Кроме того, такой прикормленный «свояк» способен серьезно понизить имидж фирмы своим разболтанным поведением. Например, одному руководителю завода плохую славу сделал собственный сын. Получив хорошую, непыльную, но сытную должность на предприятии отца, он занимался только финансовыми махинациями и дебошами в злачных местах столицы. Родитель до последнего терпел и прощал эти выходки, хотя из-за поведения отпрыска нажил немало врагов среди деловых партнеров, которые в конечном итоге нашли пути к учредителям и добились увольнения отца-директора. 

Словом, родственников можно грамотно использовать «в рабочих целях». Но, как говорится, держать ухо востро, учитывая и объективные, и психологические факторы. Как отмечают консалтеры, «семейные» сотрудники — не самая простая ситуация для управления персоналом. Возможно, именно поэтому ряд корпораций и предпочитают «эксплуатировать» совершенно чужих людей. Видимо, руководствуются принципом: упущенная выгода от использования родственной сплоченности компенсируется гарантированным отсутствием сложностей.  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter