Семейный портрет в интерьере. Провинциальной больницы

В Доме кино прошла премьера мелодрамы Маргариты Касымовой «Соблазн»
В Доме кино прошла премьера мелодрамы Маргариты Касымовой «Соблазн»

То, что белорусский кинематограф, переболев военной темой, наконец решился обратиться к интимным человеческим историям, — хороший симптом. Впервые за долгие годы на экране — наши современники, чьи комплексы и беды нам хотя бы понятны и близки. У автора сценария фильма, известного драматурга Елены Поповой, герои не упражняются в остроумии, не пытаются говорить умно и афористично. А порой и вовсе морозят ни к чему не обязывающую нелепицу, потому что иногда слова совсем не важны.

Завязка интригует: некая пара — ее исполняют актеры Ярослав Бойко и Валерия Арланова, — возвращаясь с явно местного горнолыжного курорта, попадает в автомобильную аварию. Счет идет на секунды и потому их не довозят до столицы, а решают оперировать в одной из районных больниц. Мужчина отделался переломами, а вот его пассия — по профессии телевизионная ведущая — получает ужасный шрам на лице. За парочку переживает добродушный хирург–главврач... Тут–то и выясняется, что пострадавших не связывают официальные отношения, так как в клинику врывается жена героя, бизнес–леди в исполнении Оксаны Лесной. Следом — муж героини (его исполняет Сергей Астахов)...

А дальше будут мучительные воспоминания, угрызения совести, рецепты народной медицины, «помогающие» избавиться от надоевшей соперницы, покупка огнестрельного оружия у местного бармена (а где еще в глубинке прикажете разжиться стволом блаженному рогоносцу?), проблема отцов и детей в разрезе и, разумеется, хеппи–энд.

Слабое место картины, как это ни странно, – приглашенные московские звезды. Кто бы сказал Сергею Астахову, что для того чтобы изображать романтическую влюбленность, недостаточно просто выпученных глаз. Особенно комично выглядят сцены воспоминаний, когда взрослый актер пытается изображать студента. Ярослав Бойко, наоборот, максимально сдержан и мужественен. Как, впрочем, и всегда.

В фильме есть абсолютно провальные куски, пустоты, которые совершенно не заполняет музыка композитора Евгения Доги, существующая отдельно от фильма. Но есть и довольно приличные сцены, которые сделали наши актрисы: монолог Оксаны Лесной на мосту о том, «как это страшно, когда никому не нужна», больничные истерики Валерии Арлановой. Мне кажется, для нее этот фильм вполне может быть переломным в карьере.

Финал «Соблазна» вполне оптимистичен. Из разных соображений члены семьи прощают друг другу измены и воссоединяются. Выглядит это все–таки натянуто. Соцреализм без социализма, как назвал бы такой стиль писатель Андрей Битов.

После премьеры мы попросили создателей фильма ответить на несколько вопросов.

Маргарита КАСЫМОВА, режиссер фильма «Соблазн».

— Маргарита Наимовна, что вам все–таки ближе: военная или мелодраматическая тематика?

— Мое поколение — Лариса Шепитько, Отар Иоселиани, Витя Туров — «дети войны», как назвал нас наш учитель Александр Довженко. Потому, конечно, тема войны — моя вечная боль. Я начинала в молодости с военной тематики. Но молодость — это «болезнь», которая, к сожалению, проходит. Тогда начинаются другие темы.

Почему я пришла к «Соблазну»? Я лежала в больнице в маленьком городке: у меня было 16 переломов, меня тогда просто покалечили... И дай Бог здоровья молодым врачам, этим мальчикам, которые только вчера окончили мединститут и так уверенно знали свое дело. Люди в провинциальной больнице сближаются, они открывают самое святое перед доктором, друг перед другом.

Уже позже я рассказала драматургу Елене Поповой некую схему этой истории. Она как человек талантливый блистательно справилась с этой задачей. Какие диалоги в нашем фильме! Я считаю, что в первую очередь в нашем белорусском кино мы страдаем от убогости речи. А здесь она отточила каждую фразу. Я, кстати, считаю, что мы очень виноваты перед нашими белорусскими драматургами — мы не используем их в кино.

Пусть наша картина несовершенна. Она малобюджетна. Московские звезды снимались в ней за копейки. Но почему мы сами не говорим о нашем кино, замалчиваем его?

Елена ПОПОВА, автор сценария.

— Правильно ли я понял вашу финальную мысль, что ради собственной семьи можно и нужно прощать все?

— Я предпочитаю открытые вопросы. Но думаю, что вы правы. Маргарита Наимовна хотела провести через фильм именно эту мысль. Самое дорогое, что есть в нашей жизни, — это любовь и отношения близких людей. Если у человека это есть, он может продолжать жизненный бой. Хотя материал фильма, конечно, многослоен. Каждый может интерпретировать его по–своему.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter