Семейный альбом Поплавских

Я держу в руках сигнальный экземпляр художественного альбома-каталога "Жизнь в творчестве.
Я держу в руках сигнальный экземпляр художественного альбома-каталога "Жизнь в творчестве. Георгий, Наталья, Екатерина Поплавские". С одной стороны, как это здорово: целая семья известных художников; с другой - как это сложно: творческие индивидуальности, творческие личности "в одном флаконе".

Во главе семьи - Георгий Георгиевич Поплавский, народный художник, академик Республики Беларусь, орденоносец.

С Натальей Николаевной перебираем коробки с домашними фотографиями.

Они разные, неожиданные, но все до одной теплые, как сама семья.

Выбрав несколько из множества, я записала комментарии Натальи Поплавской.

- Как часто происходило в послевоенной советской жизни, мы с Георгием - из разных сторон, а сегодня и стран. Он - из Бобруйска. Мужчины его семьи - потомственные кузнецы и слесарных дел мастера. Я из Саратова, росла на Волге. Мой отец - инженер-конструктор. Всю войну делал боевые машины на танковом заводе. А в 1946 году был направлен в Минск строить тракторный завод. В 1947 году мы с Георгием поступили в Минское художественное училище. Потом вместе учились в театрально-художественном институте. Нашей альма-матер мы обязаны прекрасной профессиональной подготовкой, с которой довольно легко вошли в мир выставок, творчества, стали членами Союза художников Беларуси.

Георгий на первом фото снят в тот момент, когда отправлялся на полгода с рыболовецкой флотилией в Атлантику, к берегам Ньюфаундленда, с заходом на Кубу. Конечно, в качестве художника.

Мое фото - "сухопутное". Одно из наших ранних совместных творческих "хождений в Полесье". Мой диплом, гравюры по роману И.Мележа "Люди на болоте" и серия белорусских народных сказок привели меня в белорусскую глубинку с ее фольклором и этнографией. Эти поездки дали нам творческий материал на всю оставшуюся жизнь.

Только с течением времени я поняла, какие сложности ожидают нас на пути творческого и семейного содружества. В нашей биографической памяти остались художнические семьи, где влияние друг на друга супругов грозило опасностью - один из художников в семейном тандеме был более сильным и подчинял другого, обезличивая его творчески. Нам удалось сохранить независимость, уважение к творчеству друг друга. Я отчетливо сознаю, какой мощный мужской темперамент заложен в творчестве Георгия. В сочетании с отличной генетикой и талантом из него получился мощный художник, значительный по содержанию. У меня же своя манера мыслить, видеть, изображать. Не скрою, в свое время мне ее приходилось отстаивать. Помню, как однажды в запальчивости крикнула ему: "Не подходи!" Постепенно самостоятельность была завоевана. Тем более что в творчестве я ушла в детскую книгу. Так два художника в одной семье заняли свои ниши, не мешая друг другу, а помогая, используя свободу критики, возможную только среди близких.

Это одна из "творческих групп" - самое замечательное изобретение советских времен. Союз художников СССР финансировал и руководил творческими поездками художников по стране. Были Чукотка и Енисей, Прибалтика и Подмосковье, Тува, Армения... Подобная коллегиальность развивала и учила. А большие совместные выставки - ну просто праздник души!

Экзотические страны - своеобразный шок для художника. Новые, невероятные культуры... Эмоции захлестывают, творческое возбуждение нарастает. Однажды в Индонезии, отправившись на этюды, Георгий в поисках натуры заблудился во внезапно упавшей на землю темноте. И... провалился в какую-то черную яму. Подробности о том, что чувствовал и как выбирался, он обычно опускает в своих рассказах, но победно заявляет, что наутро в точно назначенный час сидел перед наследницей индонезийского президента Путри Сукарно с мольбертом, чтобы писать ее портрет.

Гляжу на это фото и понимаю, что наша дружба с Алесем Адамовичем и Элемом Климовым отошла в историю, причем торжественную. А ведь были времена, когда встречались семьями, трапезничали... Много говорили о судьбах страны, размышляли о том, как помочь художнику освободиться от чрезмерного покровительства властей... Обаяние мысли Адамовича, новизна, облеченная в простую и понятную форму, захватывали нас. Совсем не случайно Поплавский сделал серию эстампов, которые назвал "По мотивам произведений Алеся Адамовича". Тогда он и представить не мог, что работа станет памятью о друге.

Наша дочь Катя получила в наследство качества художника. Она у нас урбанист. "Новый Минск" - самая выразительная работа, ее город - торжественный, как церковный орган, и, как мне кажется, явно подавляет человека, живет своей, странной и таинственной жизнью. Она почему-то не пишет людей, любит изображать церковную и дворцовую архитектуру, которая покоряет своим совершенным искусством. Такое видение...

Внучка Анна, забрав от нас гуманитарные наклонности, оказалась способной к языкам и литературе. Преподает в вузе, занимается исследованиями в области английской филологии.

В этом году мы с Георгием отмечали наш общий, но не очень веселый 70-летний юбилей совместной выставкой в Художественном музее, который очень любим.

Открытие выставки счел возможным посетить Александр Григорьевич Лукашенко. Показывать работы и беседовать с ним было легко и интересно. Ведь, по сути, это встреча двух сфер, двух миров. Мы соприкасаемся как граждане, и в то же время такая у нас разность в интересах каждодневной жизни! Руководители нужны, но и без нас, творческого народца, стране не обойтись...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter