Семеро смелых?

На этом снимке, сделанном недавно в комнате общежития - девочки-крошки.
На этом снимке, сделанном недавно в комнате общежития - девочки-крошки. Самая младшая, десятимесячная Аня, еще не родилась, когда суд Московского района Бреста в октябре 2001-го принял решение о выселении семьи Мосейчуков из общежития ремонтно-строительного управления N 1. Без предоставления другого жилого помещения.

Исполнение судебного решения было отсрочено - до весны следующего года. Предполагалось, что местные власти, органы социальной защиты за это время помогут Ивану и Жанне Мосейчукам решить квартирный вопрос. Но в семье уже появилась седьмая дочь, а они так и живут в маленькой комнате общежития коридорного типа под угрозой лишиться и этого угла.

Руководство РСУ-1 сегодня в любой момент имеет право с помощью судебных исполнителей выдворить многодетную семью из своего ведомственного жилья. Формально, как утверждают юристы, оно будет право. Начальник РСУ-1 Иван Ширинг в разговоре со мной заверил, что до этого не дойдет. Хотя семья и доставляет управлению немало хлопот. Поселилась она в комнату N 59 по устной договоренности - тогда у Мосейчуков было три дочки. Под снос должно было пойти жилье, где была прописана у матери Жанна с детьми. Мосейчуки в общежитии обещали долго не задерживаться - рассчитывали получить квартиру. Руководство РСУ-1 пошло им навстречу, так как глава семьи, Иван Мосейчук, устроился сюда на работу. Но надежды на квартиру не оправдались. Старый дом до сих пор стоит, но разросшейся семье там места нет. Не заладилось и с работой у Ивана. Он уволился из РСУ и устроился грузчиком. Зарплаты не хватает даже на оплату общежития, за которое сегодня Мосейчуки задолжали более полумиллиона. Жильцы общежития стали высказывать недовольство соседством с таким многочисленным семейством. Ропщут свои рабочие, претендующие на отдельную комнату.

Выселять Мосейчуков руководство РСУ пока не собирается. (Можно ославиться на весь свет.) Зачем же тогда нужно было подавать исковое заявление в суд? Скорее всего - для того, чтобы заставить родственников Ивана и Жанны принять участие в решении судьбы этой семьи. У супругов в Бресте живут родные матери, бабушки. Кто-то из них на время мог бы потесниться на своей жилплощади. Не будь такой возможности, суд никогда бы не принял решение о выселении. Особенно это касается 74-летней бабушки Жанны Веры Емельяновны Сковородко, живущей в частном доме. Могла бы и приютить свою родню. Она-то и пришла в слезах в корреспондентский пункт "СБ". Если приютить, по ее словам, семейство на время, то может оказаться, что навсегда. А дом, хоть он, по ее словам, и дряхлый, уже поделен между другими законными наследниками. Многодетная семья хочет жить отдельно. Приглушив сегодняшний конфликт, можно создать предпосылки для завтрашнего. Понимая, что многодетную маму, ее внучку, не должно обделить своим вниманием государство, бабушка вот уже два года ходит по разным служебным кабинетам. Но ничего добиться не может.

Непонятно, как Мосейчуки оказались в стороне от той кампании, которая развернулась в республике шесть-семь лет тому назад по строительству жилья молодым семьям за счет льготных кредитов. Тогда составлялись списки претендентов на жилье по месту работы и жительства. Но супруги Мосейчуки в такие списки, как я выяснил, не попали. Потому что вообще не состояли в очереди на улучшение жилищных условий... Должностные лица считают, что они сами виновны в этом - очень инертны и безграмотны в отношении установления своих прав. Добиться от них какой-либо справки для их же пользы - большая проблема. Безразличие к собственному благополучию - вот как охарактеризовали мне жизненную позицию Жанны и Ивана.

Но это оказалось совсем не так. В этом я убедился, побывав в комнате N 59 общежития на улице Халтурина. Жилье тесное, но чистое. Сама Жанна, миловидная женщина, позировать перед фотообъективом вместе с малышками отказалась, но на разговор согласилась. Оказывается, она прекрасно осведомлена о своих утерянных возможностях по получению жилья. Когда можно было построить квартиру, они этого сделать не смогли - нужно было внести первоначальный взнос больше тысячи долларов за однокомнатную квартиру. Денег взять было негде, а попытки получить ссуду не увенчались успехом. (Действительно, тогда это было под силу только самым пробивным.) К тому же, необходимо было стать в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, чего они как молодая пара тогда еще сделать не успели. Вновь возникли проблемы. Муж прописан в одном районе города, она - в другом. А потом появилась надежда на получение жилья за счет сноса дома, в котором прописан муж. Но и она не осуществилась. Так и остались у разбитого корыта...

После суда за "квартирное дело" активно взялась бабушка Вера Емельяновна. Она хранит письменные ответы должностных лиц на свои просьбы помочь молодой семье решить жилищную проблему. Грамотно составленные, логически выверенные и... пустые ответы. Семья, попавшая в жилищный цейтнот, просит власть - помогите, а та отсылает к исполнителям. А те говорят, что не положено, вас нет в списках нуждающихся в жилье. При этом зампред горисполкома Николай Носко заботливо указывает номер кабинета в здании администрации Московского района, где можно стать на учет, а оттуда приходит письмо за подписью зам. главы администрации Елены Шляжко, которая отсылает просителей в Ленинский район.

Будто не знают должностные лица, что постановка на учет многодетной семье мало чем поможет. В учетном списке они окажутся не первыми и даже не десятыми. Это значит, что при нынешних объемах строительства социального жилья перспектива его получения для семьи окажется весьма отдаленной. А выселить из тесной комнатенки могут сегодня или завтра.

По-хорошему, Жанной Мосейчук городу нужно было бы гордиться, окружить заботой, сделать рекламу ее смелому "рекорду", который, возможно, она же еще и побьет. И действительно прославит Брест. Но ничего, кроме раздражения, в людях, оказывавшихся по долгу службы рядом с ней в разных ситуациях, я не почувствовал. Осуждают заочно молодую семью и те, кто близко не знают ее: "Только рожать детей умеют, больше ничего". Может быть, потому, что сами на это - завести семерых детей - отважиться не могут?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter