“Семерка” против “восьмерки”

Саммиты “Большой семерки” в Квебеке и “Большой восьмерки”, как уже начинают называть ШОС, в Циндао прошли почти одновременно. Поэтому многим показалось естественным их сравнить — по представительности, итогам и настрою. Все оказалось разным — и представительность, и итоги, и уж тем более настрой. Хотя есть, несомненно, в этих двух саммитах и кое-что общее: оба назвали “историческими”, пусть и по совсем разным причинам. 

G7 в Квебеке войдет в историю из-за того, что расхождения между ведущими, как они сами себя называют, державами мира стали вопиюще очевидными. Мгновенно облетевшая весь мир фотография “Трамп против остального мира” наглядно продемонстрировала: сегодняшний настрой G7 — раздрай. Несмотря на то, что Ангела Меркель еще год назад говорила о том, что Европе пора брать судьбу в свои же руки, она к этому все еще не готова, а потому с той или иной степенью умелости продолжает подыгрывать Трампу. Выход США из Парижского соглашения по климату был первым тревожным звоночком, но — попеняли другу Дональду и проглотили. Потом последовал выход из ядерной сделки с Ираном: Евросоюз в лице французского президента Макрона и канцлера ФРГ Меркель пытался Трампа уговорить, образумить и еще много чего пытался. Но у Трампа свои: повестка, предвыборные обязательства и горячая нелюбовь к предшественнику Обаме и заключенным им соглашениям. 

Когда Трамп объявил, что с 1 июня повышает тарифы на сталь и алюминий даже для самых ближайших и безоговорочных союзников — таких, например, как Канада, у тех исчезли иллюзии. Ну как минимум должны были. 

И должно было прийти понимание того, что мир, нравится им это или нет, изменился: кто не играет по правилам Трампа, то несет экономические потери. До сих пор казалось, что если безоговорочно поддерживать санкции против России, раздумывать по поводу разрыва ядерной сделки с Ираном, то Трамп этим удовлетворится. Не тут-то было. Его аппетиты растут, и он твердо намерен сделать Америку великой. Даже если и изолированной. США самодостаточны, ЕС — нет. 

А в это же время на другой стороне земного шара Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) провела тоже историческую встречу, но совсем с другим результатом. Приняла в свои ряды Индию и Пакистан (принимать их лучше парой) — и теперь представляет четыре ядерные державы (больше, чем в G7, но никто, кроме, конечно, Трампа, размерами ядерных кнопок не меряется). Пока США повышают тарифы, ШОС договаривается об упрощении и сокращении таможенных процедур, связанных с перемещением товаров, — для увеличения объемов торговли. 

Председатель КНР Си Цзиньпин говорит, что ШОС — это “превосходство над старыми стереотипами, такими как столкновение цивилизаций, мышление холодной войны и игры с нулевой суммой”. ШОС не замахивается (пока?) на то, чтобы “управлять миром”, а скромно называет себя “региональной организацией”. Которая, добавим, вряд ли будет расширяться в ближайшее время. Потому что выступать, что называется, единым фронтом для ШОС тоже не простая задача: есть серьезные противоречия и пограничные споры между Китаем и Индией, Индией и Пакистаном, а интересы Монголии и Китая, случается, расходятся с интересами России. Тем не менее эти страны в отличие от G7 согласовывают и подписывают совместное коммюнике и договариваются о программе на десятилетия (!) вперед. 

Показательный момент: западная пресса саммит ШОС практически проигнорировала. На мой взгляд, ЕС слишком озабочен собой и утрачивает способность мыслить стратегически и планировать долгосрочно. А Си Цзиньпин между тем говорит: “Во время, когда мир переживает большие изменения, трансформацию и упорядочение, необходимо ставить высокие цели и смотреть далеко вперед”. Сами китайцы умеют планировать на десятилетия вперед. И, что характерно, умеют эти планы выполнять. И ШОС наверняка сможет. 

sbchina@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter