Ветеран Великой Отечественной войны Николай Козырев вспоминает о партизанском движении, боях за освобождение и Дне Победы

Семь жизней Николая Козырева

Николай Козырев: «Если молодежь будет знать историю войны, за мирное небо над головой можно быть спокойным».

Дом Николая Федоровича Козырева в Червене знает каждый школьник. За время работы учителем математики, директором школы, а затем заведующим Червенским районным отделом образования он часто был главным героем тематических встреч с подрастающим поколением. Рассказывал, как впервые увидел врагов в родном селе, как ушел в партизаны, как, присоединившись к действующей армии, в составе войск 1-го Белорусского фронта принимал участие в боях за освобождение Варшавы и штурме Берлина.

«Еще той ночью игры снились детям...»

— Война началась в воскресенье, — рассказывает ветеран. — Но сразу мы об этом не знали. Ни радио, ни телефонов не было. На пятый день войны увидели колонны вражеских машин у села и были в растерянности. Мужики говорили: «Во сiла прэ». Но не покидала уверенность: Красная Армия всех сильней.  

Николай Федорович ясно помнит день, когда впервые увидел немцев в родной деревне. Он вместе с братом пас коров за селом. Мальчишки приметили брошенные красноармейцами сумки с противогазами, надели их.

— Вдруг подъехали вражеские машины, — рассказывает Николай Федорович. — Из одной вышел немец и направился к нам. По своей юношеской наивности не предполагали, что эта игра с солдатскими сумками может плохо закончиться. Страха не ощущали. К счастью, нас не тронули, приказали сумки снять и выбросить.

Первые партизаны появились в районе в самом начале войны. Это был отряд под командованием Ничипоровича. В 1942 году возле деревень Перунов Мост, Зенанполье организовали кавалерийскую группу под руководством Кегента. 

— Помню, как с моим батькой грузили зерно на колхозного вола и везли партизанам, — вспоминает ветеран.

Когда гитлеровцы оккупировали Беларусь, лагеря уже были переполнены и военнопленных распределяли по селам. В деревню Мариамполь, где жила семья Козыревых, поселили восьмерых:

Николай Козырев в военное время.
— В нашу хату привели Павла Куйбышева. Пленные собирались устроить побег и уйти в партизаны. Вскоре об этом стало известно фашистам. В один день их собрали, погнали в Червень, там расстреляли. Удалось бежать только Грицанову. Он организовал свой партизанский отряд.

День, когда фашисты опять наведались в Мариамполь, для Николая мог стать роковым. Всех жителей собрали в одну хату. И сказали, что трудоспособных забирают. Николая с сестрой и односельчанами погрузили в машины, повезли в Петровку. Позже Колю и еще троих мужчин высадили, дали каждому по корове, приказали вести на хутор.

— Когда подошли к лесу, один из мужиков Винцэсь сказал: «Хлопцы, трэба ўцякаць!» — вспоминает Николай Федорович. — Он бросился в сторону леса. Я и еще один односельчанин инстинктивно ринулись за ним. Винцэсь довел нас до партизанского лагеря. В тот момент мы рисковали жизнью. Меняя место базирования, партизаны минировали лес. Кругом были немцы. Они бросали ракеты, стреляли. Мне, пятнадцатилетнему пацану, казалось, что эти ракеты летели прямо на нас.

Сестру Николая Аню, как и всех односельчан, повезли в Могилев строить немецкие укрепления. Ей и еще нескольким марьямпольцам чудом удалось бежать.

 «Партызаны — беларускiя сыны»

Николай Федорович в составе партизанской группы Григория Борозны (с января 1943 года — партизанский отряд имени К. Рокоссовского) участвовал в «рельсовой войне». Проводил операции по подрыву железной дороги Минск — Пуховичи. Пустил под откос два вражеских воинских эшелона, уничтожил семь немецких автомашин.

— Бомбили наш лагерь часто, — вновь мысленно возвращается в те дни мой собеседник. — Мы убегали в лес и понимали, что находимся в шаге от смерти. В такие минуты вспоминал родительский дом, «бацькаву» теплую печь, мамины «аладкi». Может быть, эта невидимая космическая связь с домом меня и спасала.

Ветеран войны с болью вспоминает командира диверсионной группы подрывника‑минера Бориса Дмитриева, с которым воевали в одном отряде. Жизнь отважного девятнадцатилетнего партизана оборвалась, когда немцы окружили деревню Каменичи в Осиповичском районе, выгнали партизан, охранявших мельницу, в открытое поле и начали обстрел.

Николай Козырев (второй слева в верхнем ряду) со своими боевыми товарищами.

— Фашисты подожгли дома вдоль леса и ушли. Когда утихло, я и те, кому удалось уцелеть, подъехали на санях, подобрали трупы товарищей и сложили в землянке. Спали ночью на одной половине мы, живые, на другой — павшие смертью храбрых партизаны. На утро в деревне Полядки Осиповичского района вырыли братскую могилу и похоронили их.

Борису Дмитриеву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Сегодня его именем названы улица и школа в Осиповичах.

Отважная Римма

Во время операции у деревни Игнатовка Николай Федорович был ранен. Вытащила его с поля боя отважная партизанка Римма Кунько. Она сама, будучи раненной и истекая кровью, тащила своего товарища на себе почти десять километров. Очнулся партизан уже в санях на пути в медсанчасть. К счастью, пуля не задела кость. И уже через пару недель Козырев смог вернуться к своим.

— Смелости Риммы Кунько могли позавидовать и мужчины, — рассказывает ветеран. — Она организовала и возглавила первую в Осиповичском соединении диверсионную группу, которая состояла только из девушек.

Николай Федорович помнит, как в июле 1944 года при соединении с Красной Армией их отряд столкнулся с отступающей группой врага. Немцы врывались в колонны машин и обстреливали их. Смертельно ранило Римму Кунько. Отважную партизанку похоронили в братской могиле в Осиповичах. Она посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени. Ее именем названа улица в Осиповичах.

* * *

После освобождения Осиповичей Николай Козырев присоединился к действующей армии. В составе 1-го Белорусского фронта участвовал в освобождении Варшавы и штурме Берлина. Служил водителем, подвозил боеприпасы.

Николай Козырев с женой Ириной Николаевной (1960‑е годы).

Ночь с восьмого на девятое мая 1945‑го, когда сквозь сон услышали стрельбу, Николай Федорович запомнил на всю жизнь:

— Мы выскочили и увидели, что начальник штаба и офицеры палят в воздух из пистолетов, обнимаются и поздравляют друг друга с окончанием войны.

Николай Федорович вернулся в родные места в 1953 году. Окончил десять классов вечерней школы, затем поступил на математический факультет Белорусского государственного университета.

Его ученики теперь своих внуков приводят в местную школу на вечера, посвященные Великой Отечественной войне. С цветами и словами благодарности за Победу подходят к учителю и ветерану. А он, не скрывая слез, признается: если молодежь будет знать историю той войны, за мирное небо над головой можно быть спокойным.

ИЗ ДОСЬЕ

Николай Федорович Козырев награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «Партизану Отечественной войны» II степени, «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и знаком «Выдатнiк народнай асветы (БССР)».

kuzmich@sb.by

Фото Марины КУЗЬМИЧ, из личного архива Николая КОЗЫРЕВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter