Семь вопросов Юрию Трояну по юбилейному поводу

Сегодня в Большом — «Лебединое озеро». И снова с Юрием Трояном. Правда, теперь он уже не Зигфрид, но самые громкие «браво» будут звучать в его честь. Труппа театра балета отмечает полувековой юбилей творческой деятельности своего худрука, нашего первого Спартака, Тиля, Хозе, блистательного исполнителя многих других заглавных партий на этой сцене в прошлом столетии и создателя свежих спектаклей в новейшей истории Большого. Однако сам юбиляр словно не слышит фанфар в свою честь, сдержанно благодарит за поздравления и неожиданно произносит:

— Даже 50 лет, по сути, просто цифры. Главное, чтобы перед мамой не было стыдно.

Юрий Троян: «Танцуют они лучше нас, прежних».

О маме

— Давно уже нет здесь Зинаиды Лукьяновны, но привычка оценивать себя ее глазами осталась — до сих пор мама будто смотрит на меня из–за кулис или зрительного зала, судит, переживает. Моя карьера была для нее смыслом жизни. Как и театр, которому она отдала свои 50 лет. На пенсию мама ушла, когда ей было за 80. А пришла работать костюмером еще в 1957 году. Так что театр для меня начался гораздо раньше.

Юрий Антонович улыбается, вспоминая, как в 8–летнем возрасте стал артистом миманса и сразу же ощутил себя «великим актером». Но с каждым следующим годом сомнений в своем «величии» появлялось все больше. С точки зрения публики, судьба любого успешного артиста если не безоблачна, то оберегаема высоким словом «призвание», очень тяжелым ведь на самом деле.

— Такого не бывает, само никогда ничего не катится, тем более в нашей профессии. Как говорится, то взлет, то посадка. И я очень благодарен маме в том числе за ее достаточно жесткое воспитание, за помощь, советы и порой безжалостную критику. Хотя сомнения, сожаления в том, что привела меня когда–то в балет, в ее глазах я не заметил ни разу. Может, оно все и было, но почувствовать этого она мне не позволила ни разу.

О насущном

— Для своего творческого вечера вы выбрали «Лебединое озеро» — почему именно этот балет?

— Конечно, можно было любой другой из тех 40 спектаклей, которые у нас в репертуаре. Но этот, пожалуй, самый магический из всех, зачаровывает и зрителей, и исполнителей. Я танцевал «Лебединое» по всему миру на очень серьезных сценах плюс ко всему сейчас он идет в новой редакции — вместе с Александрой Тихомировой мы сделали некоторые изменения. То есть я и сейчас несу ответственность за этот спектакль.

«Лебединое озеро» в нотах — балет на 4 часа. Но времена четырехактных спектаклей прошли, вся сегодняшняя жизнь спрессовывается, ускоряется, приходится меняться и театру, в том числе балетному. Двигаться быстрее артисты, может, и не стали, но то, что танцуют они лучше нас, прежних, это точно. Посмотрите старые записи начала ХХ века (они существуют), сравните, как танцевали великие звезды, артисты моего поколения и нынешняя молодежь. С точки зрения техники это несопоставимые вещи.

О личном

— Вместе с Людмилой Бржозовской вы создали один из самых легендарных дуэтов на нашей сцене. В какой степени артист–профессионал зависит от того, что происходит в его частной жизни?

— Тут, скорее, наоборот — сцена определяет судьбу. Как правило, хорошие пары, которые танцуют вместе довольно долго, становятся супругами — вдохновение, которое рождается на сцене, часто переходит в личное пространство. К сожалению, когда танцы заканчиваются, такие семьи нередко распадаются, теряя подпитку, которую давала профессия. Так вышло и у нас. Хотя мы научились чувствовать друг друга на уровне взглядов и вздохов, и в те годы, когда были мужем и женой, делали на сцене какие–то вещи, неподвластные другим парам, не настолько глубоко «прораставшим» друг в друга. Можно сказать, мы были хорошей командой.

О спорте

— Команда — слово не из списка балетных терминов. Вы болельщик?

— Было время, когда страстно болел за наших хоккеистов и футболистов. Сейчас мне интереснее другое — снукер, например. Знаете, что это? Такой микс шахмат и бильярда. Или вот баскетбол — еще недавно я даже не имел представления, в чем смысл этой игры, а сейчас у меня на даче установлен щит, кольцо, и когда есть возможность, с удовольствием упражняюсь с мячом.

О пенсии

— Помните момент, когда решили, что пришло время покинуть сцену? Фантомные боли не мучают?

— Артист балета имеет право на профессиональную пенсию через 20 лет после начала работы. Через 20 лет я и поставил точку. Законы природы никто не отменял, какой смысл разрушать имидж, который ты создавал так долго? А фантомные боли... Еще много лет мне снился кошмарный сон, который видят многие артисты балета. Идет спектакль, звучит музыка, предупреждая твой выход на сцену, а ты еще в гримерке и не одет. Просыпался в ужасе — только недавно отпустило.

О закулисье

— Когда после непростых обстоятельств ухода из театра Валентина Елизарьева художественное руководство балетом вам предложили взять на себя, тяжело было решиться?

— Очень тяжело. Но мне не хотелось бы обсуждать эту тему, с тех пор — прошло уже 10 лет — я многое доказал театру, публике и, самое главное, себе. Сохранить достоинство артист может, лишь максимально хорошо делая свою работу и не влезая в закулисные дрязги. Однажды по молодости меня было втянули в чужой конфликт, и это был настолько неприятный опыт, что ни в каких интригах я больше не участвовал. Искусство вообще штука очень субъективная. Но вникать в закулисные страсти мне некогда, извините, я работаю.

О премьере

— 5 лет назад состоялась премьера вашего «Витовта», в октябре вы предложите на суд публике новый спектакль на музыку Вячеслава Кузнецова «Анастасия»...

— Пожалуй, тематически и исторически их можно считать дилогией, хотя это абсолютно непохожие спектакли.

— Ну, это понятно, «Витовт» — балет с мужской энергией, а здесь — история Анастасии Слуцкой.

— И князя Михаила Глинского. Возможно, в реальном времени их судьбы не пересекались так идеально, как в нашем спектакле. Но хотелось создать больше коллизий, в которых княгиня Анастасия могла бы проявиться живым человеком, показать ее путь к моменту славы, рассказать о чувствах, первой любви... Стоп, разглашать сюжет не буду. Давайте дождемся премьеры.

cultura@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Александр КУШНЕР
Загрузка...