БелАЭС готовится к завозу топлива и обсуждает варианты утилизации ядерных отходов

Семь раз примерь, один – заверь

Строительство первого энергоблока БелАЭС выходит на финишную прямую. И сейчас один из главных вопросов – куда будут девать отработанное ядерное топливо. Эта тема сегодня на слуху — в Островце в начале недели прошло собрание с общественностью по обсуждению Экологического доклада по стратегической экологической оценке проекта Стратегии обращения с отработанным ядерным топливом Белорусской атомной электростанции, подготовленного ГНУ «ОИЭЯИ-Сосны» НАН. Важно, что разработчики стратегии при решении важных вопросов не замыкаются в узком профессиональном кругу, а спрашивают мнение граждан, общественных организаций.

Строительство первого энергоблока БелАЭС выходит на финишную прямую.

Давайте посоветуемся

Заместитель главного инженера БелАЭС Александр Парфенов
разложил все по полочкам:

— Только зрелые и самодостаточные государства проводят открытое и честное обсуждение докладов такого уровня с населением. И мы видим, что есть целый ряд организаций, которые внимательно читают готовящиеся проекты и документы. И не просто читают, а замечают недоработки и предлагают собственное видение. Ряд замечаний, поступивших к нам во время обсуждения доклада, мы действительно учтем. Например, руководитель белорусской партии «Зеленые» продемонстрировала высокий уровень знания предмета обсуждений, предлагая обратить внимание на важные детали. Приятно, когда все происходит вот так: профессионально и открыто.

Чем сейчас живет БелАЭС и вообще когда проблема утилизации отходов ядерного топлива станет для нас актуальной?

Александр Парфенов говорит, что сегодня активная фаза строительства первого энергоблока уже позади:

— Заканчивается монтаж основного оборудования, и мы вплотную подошли к следующему этапу — пусконаладочным работам. Первое оборудование запитывается по штатной схеме. Идет «оживление» вспомогательных систем. Реакторная установка готовится к холодным и горячим промывкам. Большой комплекс мероприятий сегодня выполняется для подготовки к завозу топлива. Это очень серьезная процедура, экзамен для любой станции, поскольку ей предшествует получение ряда лицензий — на обращение с ядерными материалами, источниками ионизирующих излучений, на эксплуатацию и других. В реальности это очень большой и сложный процесс, сопровождаемый подготовкой массы документов, которые сегодня проходят экспертизу.

Александр Парфенов отметил: иметь дело с отработанным ядерным топливом на БелАЭС начнут в тот самый момент, когда кассета попадет в активную зону. После четырехлетней работы кассет в таких зонах их поместят в бассейны выдержки. Хранить будут до приемлемых энерговыделений, а это около 10 лет. Только после этого их можно будет транспортировать в специальных контейнерах, которые допускают отгрузку кассет с энерговыделением около 2,2 киловатта, что, кстати, соизмеримо с теплом от обычного бытового прибора.

Есть что предложить

Так что же больше всего волнует общественность? Не секрет, что чем больше срок службы ядерного топлива, тем оно радиоактивнее. Именно поэтому сбор, обработка, промежуточное хранение и захоронение отходов в разных странах реализуются в рамках национальных стратегий. Пришел черед и нам разработать свою.

В Островце в начале недели прошло собрание с общественностью по обсуждению Экологического доклада по стратегической экологической оценке проекта Стратегии обращения с отработанным ядерным топливом Белорусской атомной электростанции, подготовленного ГНУ «ОИЭЯИ-Сосны» НАН.  

Список предлагаемых вариантов по утилизации отработанного ядерного топлива (ОЯТ) состоит из трех пунктов. Вариант первый — отправка отработанного ядерного топлива БелАЭС на переработку в Россию с учетом длительного хранения в стране-соседке и последующим возвратом высокоактивных отходов и их захоронением на нашей территории. Второй — направление на переработку с учетом длительного «сухого» хранения и дальнейшего захоронения у нас. Третий — длительное хранение с последующим захоронением на белорусской земле.

Есть люди, которые предлагают обратить внимание на ряд важных деталей документа. Анастасия Дорофеева, глава партии «Зеленые»:

—Сегодня некоторые страны отказываются от захоронения, выбирая так называемый отложенный сценарий в надежде, что в перспективе будут найдены более безопасные решения. Они выбирают хранение на своей территории без захоронения. Мы считаем, что этот вариант тоже стоило бы включить в список уже предложенных.

Александр Парфенов при этом отметил, что предложенный сценарий уже является частью одного из основных вариантов стратегии — второго.

Чужой пример не заразителен

Небезразличные граждане хотели бы знать точно: сколько будет стоить транспортировка, в какую сумму обойдутся хранение, переработка и так далее. Присутствующие в зале информационного центра БелАЭС уверены: такая информация должна стать экономической составляющей разрабатываемой стратегии. В общем, обсуждение было очень активное и заинтересованное.

В дискуссии приняли участие 179 человек, из которых 162 — граждане Беларуси. Остальные приехали из России, Украины и даже из Казахстана.

Многим из пришедших было просто интересно узнать, как поступают с отработанным ядерным топливом в других странах. К примеру, его переработка налажена в Японии, Великобритании, Франции. А вот в Финляндии разрабатывается глубинное геологическое захоронение на уровне 500 метров. Подземные тоннели планируют обустроить в скальных породах, где будут хранить в чугунно-медных капсулах отходы ядерных станций. В Украине, которая развивала свою атомную энергетику в условиях Советского Союза,  практикуется «сухое» хранение на открытой площадке. За основу взяты немецкие и американские технологии. Примерно такую же картину можно увидеть на Игналинской АЭС  в Литве. Кстати, все 120 контейнеров там уже заполнены. И находятся они в непосредственной близости от белорусской границы.

Заместитель директора Департамента по ядерной энергетике Минэнерго Лилия Дулинец рассказала:

— После того как будет принята стратегия по обращению с ядерными отходами, мы приступим к разработке межправительственного соглашения, предусматривающего направление отработанного ядерного топлива Белорусской АЭС на переработку в Российскую Федерацию. Его проект российские коллеги нам уже прислали.

ФАКТ

Не стоит забывать, что при производстве электроэнергии с использованием атомной генерации нет выбросов отравляющих веществ в окружающую среду. Вход в строй атомной станции  позволит сократить выброс парниковых газов в атмосферу на    7—10 миллионов тонн в год.

ИТОГИ

Во время собрания  с вопросами по докладу обратились 12 человек , на большинство из них были даны ответы. Ответы на вопросы, требующие предоставления дополнительной информации, будут переданы обратившимся в 10-дневный срок, отметили в Минэнерго.


Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter