Семь раз отмерить. Завтра откроется третья сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва.

О приоритетах сессионной работы в интервью “НГ” рассказал Председатель Палаты представителей Владимир АНДРЕЙЧЕНКО.

— Владимир Павлович, какие законотворческие  задачи будут решать народные избранники в эту сессию?
— Главным для нас является   реализация положений ежегодного Послания Президента Александра Григорьевича Лукашенко белорусскому народу и парламенту, определивших, по сути, стратегию развития национального законодательства и белорусского парламентаризма. В соответствии с ней депутатам нынешнего созыва необходимо выходить на качественно новый уровень законов.
В числе важнейших задач предстоящей сессии — рассмотрение проекта Особенной части Налогового кодекса и нормативного акта о введении его в действие, развитие законодательства о земельных отношениях, о таможенной сфере, транспортной, хозяйственной, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, завершение правовой регламентации вопросов местного управления и самоуправления, основ государственной молодежной политики. Продолжится работа над упрощением бюрократических процедур. Планируем рассмотреть законопроекты о статусе военнослужащих, о поддержке малого и среднего предпринимательства, проект Кодекса об образовании. Будем наращивать законодательную базу международного сотрудничества нашего государства. Центральной же темой осенней сессии станет принятие республиканского бюджета на 2010 год.
— Обсуждение законопроекта о республиканском бюджете будет для депутатов этого созыва первым, значит, особенно ответственным, тем более что в нынешней непростой финансово-экономической ситуации глобального характера вопрос, наверное, не в том, как поделить финансовые ресурсы, а где найти дополнительные источники их роста. Какова здесь настроенность депутатов?
— Депутаты в абсолютном большинстве имеют опыт участия в бюджетном процессе: то ли в прежних созывах парламента, то ли в областных, районных, городских либо сельских Советах. Так что знание технологии проработки параметров социально-экономического развития, определения, экспертизы и согласования бюджетных показателей на государственном и региональном уровнях у них есть. Как и понимание всей объемности комплекса бюджетных отношений, путей формирования правовых бюджетных механизмов. Группа депутатов участвовала в обсуждении параметров бюджета с начала его разработки, а также в заседаниях Совета Министров по бюджетным вопросам. Я думаю, все это позволит нам после внесения законопроекта о республиканском бюджете на 2010 год в Палату представителей в установленные сроки пройти процедуру его  рассмотрения. Полагаю, что мы примем на сессии сбалансированный, всесторонне взвешенный нормативный документ, основанный на реальных возможностях экономики и учитывающий приоритеты развития страны.
— Будут  ли сворачиваться социальные программы?
— Ни о каком сворачивании социальных обязательств государства речь не идет. Об этом Президент сказал однозначно. Даже в нынешних непростых  финансово-экономических  условиях социальная направленность бюджета сохранится. Финансирование социальной сферы составит почти 60 процентов бюджетных расходов. Причем планируется увеличить расходы на образование и здравоохранение.

— Вы, Владимир Павлович, имеете большой опыт управленческой и парла-
ментской работы, хорошо знаете кухню создания законов. Что, по вашему мнению, является самым необходимым для выработки решений по таким масштабным документам, как республиканский бюджет, и вообще по стратегическим законопроектам?
— Самым необходимым? Сотрудничество всех участников законотворческого процесса и государственный подход. Без этого достичь общего знаменателя при наличии разных точек зрения на правовое регулирование того или иного вопроса крайне сложно. Впрочем, как и обеспечить глубокий содержательный анализ законопроектов, высокое качество юридических норм, точное определение последствий принятия законодательного решения. Ведь если мы, парламентарии, и наши партнеры по законотворчеству — Совет Министров, Администрация Президента, министерства, ведомства, судебные, региональные исполнительные и распорядительные органы — будем расходовать порох на защиту своих амбиций, а не на поиск согласия, то главное — продуктивность законодательной работы — останется на заднем плане и не замедлит отразиться на процессе создания законов. Разумеется, негативно. А этого допустить нельзя.
Законопроект о республиканском бюджете является не просто объемным нормативным правовым актом о расходах и доходах. От него зависит нормальная жизнедеятельность и развитие страны в новом году. Поэтому в Овальный зал будет вноситься уже тщательно проработанный по всем ключевым параметрам и направлениям документ.
Также аккуратно и вдумчиво  мы подходим к рассмотрению и других законопроектов, особенно основополагающих, базовых, которые определяют политику в том или ином сегменте общественной жизни на длительную перспективу. Семь раз отмерить и один раз отрезать — таков наш принцип.
— А почему же тогда на осенней сессии предполагается внести поправки в Кодекс Республики Беларусь о земле, вступивший в силу в текущем году — с 1 января?
— Это необходимое совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с охраной и использованием земель в соответствии с Указом Президента страны от 6 февраля 2009 года № 64. Упрощается процедура оформления документов на земельные участки. Права и законные интересы землепользователей получат в Кодексе о земле максимальную законодательную защиту.
— И все же, Владимир Павлович, внесение множества изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты воспринимается со стороны как “латание дыр” в законодательстве. Говоря прямо, как недоработка парламентариев. Каково ваше мнение?
— Если бы изменения и дополнения в правовую базу являлись неким субъективным фактором, то принять должные меры не составило бы труда. Однако это фактор объективный, характерный в той или иной мере для  всех национальных законодательств. Правовая база может быть эффективной только при условии, что она адекватно реагирует на общественно-политические, экономические, культурные и другие процессы, происходящие в государстве. Иначе законы отстанут от реалий жизни, будут тормозить развитие государства и общества.
— Как же тогда достичь стабильности законодательства?
— Стабильность — это не застой правовой мысли, а четкие, понятные всем долговременные правовые правила, позволяющие нормально жить и развиваться стране, обществу в целом и каждому гражданину. Это прочная, устойчивая конструкция, которая позволяет обновлять и расширять законодательный ландшафт по координатам государственных  приоритетов. Вопрос не в том, что правовая база корректируется, а в том, чтобы поправки в законы были продуманными, взвешенными и оптимальными. Мы к этому стремимся. На осенней сессии нам предстоит внести востребованные жизнью изменения и дополнения в ряд  действующих нормативных актов. В том числе в Гражданский кодекс Республики Беларусь, в законы “О хозяйственных обществах”, “О занятости населения Республики Беларусь”, в некоторые законы об использовании атомной энергии, о декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, о перемещении отдельных видов товаров через таможенную границу Беларуси.
— Последний из упомянутых вами законопроектов касается создаваемой правовой базы Таможенного союза?
— Это отдельный нормативный акт, определяющий полномочия Совета Министров и других государственных органов в данной сфере. Пакет из 13 правовых документов по Таможенному союзу мы рассмотрим синхронно с другими участниками Таможенного союза.
— Палата представителей активно расширяет правовое поле международного сотрудничества нашей страны, прежде всего в направлении развития внешнеэкономических связей. Каких дальнейших подвижек можно ожидать в ближайшие месяцы?
— К обсуждению на сессии подготовлены законопроекты о ратификации ряда международных соглашений. Среди них — Соглашение по линии СНГ о сотрудничестве в создании государственных информационных систем паспортно-визовых документов, Рамочное соглашение между правительством Беларуси и Комиссией европейских сообществ, Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах Евразийского экономического сообщества и другие.
— Парламент рассмотрит вопрос о признании независимости Абхазии и Северной Осетии?
— Мы изучаем общественное мнение, мнение наших избирателей по этому вопросу, что станет важнейшим фактором в определении общей позиции депутатов и сенаторов. Думаю, что парламент примет решение с учетом наших национальных, государственных интересов.
— Какой, на ваш взгляд, будет третья сессия Палаты представителей?
— Очень трудоемкой и очень насыщенной. Скоро год, как мы работаем этим депу-
татским составом. Набран хороший законотворческий темп. Мы его сохраним и примем на осенней сессии комплекс новых законов, направленных на развитие нашей страны.

К сведению депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
Третья сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва начнет свою работу 2 октября 2009 года в 10 часов в зале заседаний Палаты представителей (Дом правительства, Овальный зал).
Регистрация депутатов Палаты представителей будет проводиться 2 октября 2009 года с 9.00 до 9.50 в фойе зала заседаний.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter