Семь раз обсудим. Что примем?

…На днях позвонила весьма рассерженная родительница. Мол, октябрь на исходе, а о новых правилах приема в вузы – ни слуху ни духу. Но ведь у кого время терпит, а у кого и нет: нынешним выпускникам давно уже пора готовиться к экзаменам и знать, что их ждет – близкий к прошлогоднему порядок или очередной эксперимент?

…На днях позвонила весьма рассерженная родительница. Мол, октябрь на исходе, а о новых правилах приема в вузы – ни слуху ни духу. Но ведь у кого время терпит, а у кого и нет: нынешним выпускникам давно уже пора готовиться к экзаменам и знать, что их ждет – близкий к прошлогоднему порядок или очередной эксперимент?

С чем можно согласиться с обеспокоенной мамой, так это, действительно, с несколько затянувшимся обсуждением новых правил приема в высшие учебные заведения. А вот чем можно успокоить нынешних выпускников и их родителей, так это тем, что порядок приема в вузы будущим летом вряд ли претерпит существенные изменения по сравнению с прошлым.

Что позволяет сделать такой вывод? При внимательном прочтении проекта без труда можно заметить, что его основные пункты мало чем отличаются от прошлогодних. В нем сохранены централизованное тестирование, целевой набор и раздельный конкурс для сельских и городских абитуриентов. Практически без изменений оставлен перечень лиц, имеющих право поступать без экзаменов, обладающих льготами на внеконкурсное зачисление и в первую очередь при равном количестве баллов. Причем в последнем списке предлагается даже сделать одну оговорку — для абитуриентов из многодетных семей.

Что может кардинально измениться в проекте после его всенародного обсуждения? Вопрос об отмене такой формы контроля знаний, как централизованное тестирование, при всех спорах по поводу содержания тестов и прочих нюансов на повестке не стоит. ЦТ позволило снять многие социальные проблемы, которые прежде казались неразрешимыми, а это уже момент политический (с чем согласны как сторонники тестов, так и их противники). Кстати, среди читательской почты по поводу новых правил приема мне встретилось лишь одно письмо, автор которого с ностальгией вспоминает времена, когда экзаменующийся тянул билет, садился перед преподавателем и, глядя в глаза, начинал отвечать… Современный абитуриент предпочитает сдавать все экзамены в форме тестирования, даже творческие. Несостоявшаяся студентка одного из университетов прямо написала, что из вуза ее «вышиб» именно творческий экзамен, а точнее – собеседование: «Такое впечатление, что сдать его хотя бы на 6 баллов можно было, только зная заранее, какие вопросы задаст преподаватель. Зато его очень удачно выдержали представители творческих «династий»… (Между прочим, за рубежом тестами проверяют не только знания, но и креативные способности человека, и весьма успешно).

Ведутся споры о том, оставлять или нет платное тестирование. Корпоративная подоплека их вполне понятна: платное тестирование, приходящееся на последнюю четверть, практически парализует работу школ, что, конечно, мало нравится учителям. Да и для вузов, с которыми заключаются договоры, это лишняя головная боль. К тому же на бюджетном и платном тестировании абитуриенты показывают практически одинаковые результаты. Но в окончательном варианте правил, думаю, от него вряд ли откажутся. Во-первых, ежегодный прирост количества участников платного тестирования (в котором ключевое слово, кстати, — «добровольное») свидетельствует, что его поддерживает абсолютное большинство абитуриентов и их родителей. Причем здесь и опросов проводить не надо: голосование кошельком, как известно, самое точное. Во-вторых, платное ЦТ является пусть неединственным, но стабильным и надежным финансовым источником тестирования бюджетного. А данный вид контроля знаний, от разработки тестов до их проверки, – процедура не из дешевых.

И, наконец, в-третьих (а может быть, и главное): платное тестирование отчасти снимает ту социальную напряженность, которая переместилась в сферу льгот. «Лишний» сертификат дает возможность большинству абитуриентов выбрать вуз и ту специальность, где конкурс можно реально выдержать. А что делать, когда бюджетные места сплошь начинают занимать победители олимпиад и обладатели льгот на внеконкурсное зачисление, когда при полупроходном балле знания по профильному предмету, приличный аттестат и даже труднодоступные медали принимаются во внимание в последнюю очередь? Нельзя сказать, что этот вопрос не пытаются решить. В правилах прошлого года, например, внеконкурсное зачисление отменили на тех специальностях, где в 2004 году приходилось более 5 человек на место. В новом проекте предлагаются, по крайней мере Министерством образования, более радикальные меры: например, вообще не проводить внеконкурсное зачисление по специальностям медицинского, правоведческого профиля и международных отношений. Но останется ли это предложение в окончательном варианте правил?

К тому же, по отзывам знакомых ректоров, проблемы качественного набора это в принципе не решает: абитуриенты, обладающие льготами, в этом году пошли на менее дефицитные специальности, создав высокий конкурс там. Но если с преференциями победителям предметных республиканских и международных олимпиад можно согласиться (с определенными оговорками), то по «внеконкурсникам» есть большие вопросы. Все-таки успешно учиться в вузе может тот, у кого прочные системные знания. А в наших правилах даже при спорном полупроходном балле знания отнесены в конец списка. Зато в его середине появился новый добавочный пункт: если на одно место претендуют несколько человек с одинаковым количеством баллов, то сначала предлагается взять абитуриентов из многодетных семей. Автор предложения – Министерство образования, которое таким образом намеревается – ни много ни мало – улучшить демографическую ситуацию в стране…

Хотя на мой непросвещенный взгляд, задача высшей школы – все-таки готовить хороших специалистов, а не способствовать повышению рождаемости. Во всяком случае, таким способом…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter