Минская прокуратура приостановила строительство парковок во дворах

Семь нянек у одной парковки

Минская прокуратура приостановила строительство парковок во дворах

Решение сугубо технической, элементарной инженерной задачи, каковой является обустройство места для стоянки машины, буквально за несколько месяцев достигло точки кипения. Задача превратилась в общественную проблему, на решении которой сфокусировали свои усилия депутаты и дорожники, автоинспекция и финансисты, экологи и коммунальники. Страсти кипят и в городских дворах, где автовладельцы бьются за каждый сантиметр свободной территории, и на дискуссионных площадках разного уровня. При этом решения, которое устраивало бы всех и пригасило градус эмоций, пока не видно. Газета посвятила этой теме множество публикаций и привела немало экспертных оценок, зачастую полярных. В одной из недавних статей («Машины ставят вопрос ребром», 20 марта) высказывалось мнение, что в решении перезревшей проблемы не хватает некоторой системности. Эту оценку отчасти подтверждает новость: прокуратура Минска опротестовала решение Мингорисполкома «Об устройстве на открытых площадках внутридворовых территорий многоквартирных жилых домов покрытий для временного размещения личных автомобилей граждан». Хорошо это или плохо? Попробуем разобраться.


Диспозиция такова. В Минске на тысячу жителей приходится более 400 машин. По уровню автомобилизации город обошел многие столицы Европы. При этом уступающая ему Москва задыхается в пробках, а на минских улицах и проспектах относительно просторно. Значит, движение организовано хорошо. Но машина должна не только ехать, но и где–то стоять. Неужели эту проблему не решим?


По признанию заместителя министра внутренних дел Николая Мельченко, в Минске транспортные средства обеспечены парковочными местами лишь на 50 процентов. Иначе говоря, парковок уже сейчас надо вдвое больше. А ведь автомобилизация продолжается. Не исключено, что число машин когда–нибудь приблизится к числу жителей, как в США, например. Что тогда?


Госавтоинспекция начала вести системную борьбу с нарушителями правил парковки. Задействованы эвакуаторы, в пилотных зонах Минска — на улицах Козлова, Платонова, на Могилевском шоссе — уже протестированы приборы, которые фиксируют нарушения в режиме реального времени. Соответствующие законодательные инициативы уже обсуждаются в Парламенте. Но согласимся, штрафы сами по себе количества стояночных мест не увеличат.


Опротестованное прокуратурой решение Мингорисполкома датируется августом 2011 года. За минувшие два с половиной года городские власти немало постарались — этого нельзя не заметить. На некоторых проспектах и улицах (Притыцкого, Сурганова, Волгоградская) парковки, где асфальтированные, где выложенные плиткой, возникли между деревьями, растущими вдоль проезжей части. И зелень в сохранности, и дороги свободны! Удовольствие дорогое: подобное место стоит несколько миллионов рублей. Поэтому к обустройству стоянок в городских дворах власти решили привлечь граждан — и нашли понимание: многие автовладельцы готовы помочь своими средствами. Родились и оригинальные, при этом недорогие, технические решения. Например, такое: машина паркуется на решетчатом пластиковом «матраце», уложенном на зеленую зону городского двора... Словом, процесс пошел. Почему же прокуратура решила его притормозить?


Вот какое объяснение дает сотрудник энергетической программы Центра экологических решений Павел Горбунов: «В Минске стали появляться парковки, расположенные слишком близко к домам, детским площадкам, такие, заезд на которые осуществляется по тротуарам. Кроме того, создание таких парковок фактически проводилось без общественного обсуждения со всеми жителями двора, обсуждалось только с заинтересованными автовладельцами. Это порождало конфликты между жителями». Экологи надеются, что протест прокуратуры «вернет ситуацию в правовое русло».


Вместо резюме


Если протест прокуратуры позволит систематизировать опыт последних лет, выбрать оптимальные решения и на них сосредоточить все ресурсы, это можно лишь приветствовать. Если же задача в том, чтобы вовлечь в дело, в котором и без того множество участников, еще и широкую общественность, то эффект вызывает сомнения. Уже имеется опыт общественных обсуждений в сфере градостроительства. Опыт скорее негативный — об этом «СБ» тоже не раз писала: шума много, толку мало, процедура плохо прописана. Думается, серьезную градостроительную проблему — а проблема парковок именно такова! — должны решать прежде всего профессионалы. Легко предположить, что в любом дворе найдутся два–три местных эколога–любителя, которые насмерть станут за каждый кустик, каждую травинку. Если их голос будет решающим, то можно смело гарантировать: при каких угодно штрафах колеса машин еще годами будут перепахивать столь ценимые экологами зеленые зоны. Машинам где–то надо стоять. Это факт.


Советская Белоруссия №71 (24454). Среда, 16 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter