Семь лет в либеральном режиме

ДЕКРЕТ № 6 Президента Республики Беларусь «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», который вступил в силу с 1 июля 2012 года, аналитики назвали крупной победой бизнес-сообщества. Действительно ли все так серьезно? В чем отличие нового Декрета от аналогичных предыдущих документов? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью «БН» отвечает директор Департамента по предпринимательству Министерства экономики Александр ГРУЗДОВ.

Декрет № 6 устраняет диспропорцию в развитии бизнеса в крупных городах и сельской местности. В чем конкретно его польза и своевременность?

ДЕКРЕТ № 6 Президента Республики Беларусь «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», который вступил в силу с 1 июля 2012 года, аналитики назвали крупной победой бизнес-сообщества. Действительно ли все так серьезно? В чем отличие нового Декрета от аналогичных предыдущих документов? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью «БН» отвечает директор Департамента по предпринимательству Министерства экономики Александр ГРУЗДОВ.

— Это знаковое событие, — подчеркнул Александр Семенович. — Декретом предоставляются, по сути, беспрецедентные льготы для ведения бизнеса в малых городах и сельской местности.

— Почему столько внимания уделено глубинке?

— В темпах развития между индустриальными центрами и регионами до сего дня наблюдался определенный дисбаланс, так как в основном бизнес делался в Минске и крупных городах. Теперь акцент смещается на регионы, государство сознательно оказывает им поддержку в развитии инициативы граждан.

— Но отчего в прошлом стала возможной однобокость в ведении бизнеса и не повторится ли это в будущем?

— Как правило, начиная бизнес в малых городах и сельских населенных пунктах, предприниматели сталкивались с такими проблемами, как недостаточный уровень развития инфраструктуры, дефицит квалифицированных кадров, низкая техническая оснащенность.

Многие из них не могли в полной мере воспользоваться положениями Декрета № 9 от 20 декабря 2007 года «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» и Декретом № 1 от 28 января 2008 года «О стимулировании производства и реализации товаров, работ, услуг». В частности, в 2011 году налоговыми льготами по девятому Декрету воспользовались только 1495 плательщиков, а по первому и того меньше — 206 плательщиков-организаций, что в масштабах страны, конечно же, недостаточно. Между тем именно в регионах сосредоточен немалый резерв для дальнейшего наращивания объемов производства, и Декрет № 6 будет этому всячески содействовать.

Чтобы не наступать на одни и те же грабли, Минэкономики при подготовке проекта Декрета № 6 учло все недостатки двух прежних аналогичных документов. Более того, к выработке новой концепции были привлечены Совет по развитию предпринимательства, представители ведущих бизнес-союзов страны. Так что, можно сказать, это плод коллективного труда. Декрет оказался максимально адаптированным к ведению бизнеса в малых городах и сельской местности.

— Что все-таки особенное найдут для себя в Декрете № 6 предприниматели из глубинки?

— Там много новых положений, которые упрощают ведение бизнеса. В частности, закрепленный Декретом № 6 режим предусматривает освобождение на 7 лет от налога на прибыль (коммерческие организации) и подоходного налога (индивидуальные предприниматели). Не взимается налог на недвижимость со стоимости зданий и сооружений, машино-мест, расположенных в средних и малых городах и сельской местности. На определенных условиях предприниматели по Декрету № 6 освобождаются от уплаты госпошлины, обязательной продажи иностранной валюты, обязательного заключения сделок на биржевых торгах при приобретении сырья, комплектующих и материалов для собственного производства. Они не обязаны производить отчисления в инновационные фонды.

Предпринимателям и коммерческим организациям Декретом предоставляется право самостоятельно определять условия и объемы закупаемого сырья, комплектующих и материалов, выбирать себе поставщиков и покупателей продукции собственного производства, страховать свои имущественные интересы у страховых организаций, созданных за пределами Республики Беларусь.

Возможность пользоваться особым режимом, закрепленным в Декрете № 6, получили также находящиеся в малых городах и сельской местности обособленные подразделения коммерческих организаций, зарегистрированных  в крупных городах. Аналогичную возможность приобретают и субъекты хозяйствования, занимающиеся так называемым «высокодоходным бизнесом» в части осуществления ими на территории средних и малых городских поселений и сельской местности иных видов деятельности. Словом, нововведений, настоящих открытий в сфере современного бизнеса Декрет № 6 содержит очень много.

— Какова роль местных органов власти в реализации Декрета № 6?

— Областным Советам депутатов рекомендуется устанавливать понижающие коэффициенты к ставкам единого налога с индивидуальных предпринимателей, проживающих и осуществляющих деятельность по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории средних и малых городских поселений и сельской местности.

Принципиальное значение имеет закрепление возможности финансирования из областных бюджетов расходов на строительство инфраструктуры для обслуживания объектов недвижимости, создаваемых субъектами хозяйствования на территориях, предусмотренных Декретом № 6.

Местные власти, таким образом, призваны всячески содействовать реализации этого документа.

— Положения Декрета действуют на протяжении 7 лет. А если, скажем, индивидуальный предприниматель начал свою деятельность двумя годами раньше?

— Значит, он может воспользоваться предоставленными льготами на протяжении оставшихся пяти лет.

Ограничение по возможности использования в течение семи календарных лет со дня государственной регистрации субъекта хозяйствования или принятия решения о создании на территории средних, малых городских поселений, сельской местности обособленного подразделения установлено только для льгот в сфере налогообложения, уплаты госпошлины, обязательной продажи иностранной валюты и отчислений в инновационные фонды. Иные закрепленные Декретом преференции какими-либо сроками не ограничены.

— Ну а если предприниматель зарегистрируется, допустим, в сельской местности, а производство наладит в крупном городе?

— У него из этого ничего не выйдет — возможность применения основной части закрепленных Декретом льгот и преференций ограничена условием не просто регистрации субъекта хозяйствования или расположения обособленного подразделения на территории средних, малых городских поселений и сельской местности, но и организации ими и осуществления на данной территории деятельности по производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг.

— Александр Семенович, кроме сельской местности, статус которой не вызывает сомнения, какие города относятся к средним и малым и подпадают под действие Декрета № 6?

— Ответ на этот вопрос содержится в нормах самого Декрета, определившего, что закрепленный им преференциальный режим осуществления предпринимательской деятельности распространяется на ВСЮ территорию Республики Беларусь, за исключением территории городов Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск…

Олег ШВЕДОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter