Семь футов под килем

Помню, был детский мультфильм, в котором звучала незатейливая песенка: "Мы пришли сегодня в порт и стоим, разинув рот".
Помню, был детский мультфильм, в котором звучала незатейливая песенка: "Мы пришли сегодня в порт и стоим, разинув рот". Случилось это с ребятами - героями мультфильма - от масштабов увиденного в порту: огромные краны, теплоходы, баржи на фоне морского пейзажа.

Мне недавно случилось побывать в речном порту "Бобруйск". И я также, подобно героям мультика, стоял там, разинув рот. Правда, по другой причине: все вокруг было мертвым... Груды ржавого железа демонстрировали, казалось, полное бессилие человека что-либо изменить. На берегу застыли 6 гигантских речных кранов, из которых работал только один, добывая речной песок. А ведь не в столь давние времена даже пятиминутный простой крана становился катастрофой! Много воды утекло с тех пор в Березине, на берегах которой расположен речной порт. Грузооборот порта с более чем 2 миллиона тонн в 1991-м упал до 166 тысяч тонн в 2000-м. Пришлось забыть о перевозках грузов за пределы Беларуси. Сегодня в порту радуются буквально каждому подвернувшемуся заказу, даже не слишком рентабельному - иначе можно лишиться последних немногочисленных клиентов. Кстати, если во времена СССР перевозка грузов по рекам была дешевле перевозок по железной дороге, то теперь ситуация прямо противоположная. Означает ли это, что Беларусь, находящаяся на знаменитом речном пути "из варяг в греки", должна свернуть свои морские и речные претензии раз и навсегда?

Мои сомнения относительно будущего белорусского речного и морского флотов развеял начальник управления водного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Бронислав Говоровский. Хотя до 1997 года он и его коллеги в чем-то разделяли мои сомнения, сейчас ситуация изменилась. Разработана программа развития речных и морских перевозок в Республике Беларусь до 2010 года. Это позволило переломить ситуацию затяжного падения объемов речных грузоперевозок и даже увеличить их вдвое. Кроме того, удалось возродить выход белорусских перевозчиков на зарубежный рынок. В этом году после десятилетнего перерыва возобновлено речное сообщение с Украиной. Белорусские суда доставили из Мозыря в Николаев калийные удобрения, а на обратном пути в Днепродзержинске загрузили для белорусских цементно-шиферных заводов гранулированные шлаки.

Сегодня Беларусь активно стремится прорубить и окно в Европу, ибо морские перевозки очень выгодны для страны: транспортная составляющая в них достигает 60 процентов стоимости перевозимого по морю товара. Подписаны межправительственные и межгосударственные соглашения между Беларусью и Литвой, а также Латвией, Украиной. Наша страна, согласно этим документам, получила возможность провозить свои морские грузы через порты этих стран по их национальным тарифам. В соответствии с программой развития речных и морских перевозок до 2010 года в Беларуси планируется построить 6 судов прибрежного плавания и 4 судна для морского плавания. Сегодня на Гомельском судостроительном заводе завершено строительство первого судна прибрежного плавания. А вот на завершение строительства первого белорусского морского судна пока не хватает средств. Так и стоит оно недостроенным на Речицком судостроительном заводе... Кстати, по условиям программы 40 процентов ее финансирования должны идти из бюджета, 20 процентов - из средств самих предприятий речного транспорта, а остальные средства должны поступать за счет отечественных и иностранных инвестиций. Но сегодня все три доходные части программы практически не выполняются. Особенно сложно с инвестициями: нет желающих вкладывать деньги в старое оборудование, да еще и платить за это налоги. Выход подсказывает опыт таких стран, как Либерия или Кипр. Они ввели так называемый "удобный флаг": освобождение от налогов и уплата только потоннажных и регистрационных сборов. По словам Бронислава Говоровского, прообразом такого подхода в Беларуси могло бы стать подписание Президентом указа о создании преференций для судов под белорусским флагом. Проект такого указа уже подготовлен. А пока с 1 января 2000 года отношения грузополучателей, грузоотправителей, а также экспедиционных компаний, перевозящих белорусские грузы, регулируются вступившим в силу Кодексом торгового мореплавания. Министерством транспорта и коммуникаций подготовлен также проект кодекса внутреннего водного транспорта, который должен быть рассмотрен на осенней сессии парламента. Так что в республике активно готовится законодательная база под свой будущий морской флот. Прорабатывается и вопрос о кадрах. У нас около 4 тысяч профессиональных моряков. Многие работают на судах под российским, украинским и прибалтийскими флагами. Но беда в том, что паспорта моряков все страны выдают только своим гражданам. И что делать белорусам? Надо прийти в Министерство транспорта и коммуникаций и подать заявку на получение национального паспорта моряка. С 1997 года уже более 500 человек получили юридический статус белорусских моряков, пусть и без белорусского флота.

Здесь, правда, возникла еще одна проблема. В 1995 году была принята Конвенция о подготовке, дипломировании и несении вахт на морских судах. Согласно этому документу моряки всего мира обязаны пройти переподготовку и получить новые профессиональные сертификаты. По словам Бронислава Говоровского, белорусскому Министерству транспорта и коммуникаций удалось договориться со своими коллегами из российского Департамента морского транспорта и решить эту проблему для наших моряков. До февраля 2002 года любой моряк - гражданин Беларуси может обратиться в любой порт Российской Федерации и после прохождения специальных платных курсов и сдачи экзаменов получить новый сертификат. А желающие получить профессию моряка могут поступить в Морскую академию имени Макарова. Здесь для абитуриентов из Беларуси ежегодно изыскивают 6 целевых мест. Такое соглашение достигнуто в рамках Союзного государства.

А о том, что сухопутные белорусы не хуже прославленных мореплавателей строят морские суда, говорят такие факты. За последние несколько лет по заказу голландских компаний на судостроительных заводах нашей страны было построено 7 морских судов! Причем качество работы полностью соответствовало всем требованиям всемирно известного приемщика судов - немецкой компании "Лойд". Так что Беларусь еще вполне может стать морской державой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter