Семь бед — один бюджет

Новости магазинных полок«Импорт в магазинах урежут до минимума», — статьи с таким выводом вышли на передовицах интернет–изданий. Информационным поводом послужило скромное совещание во Фрунзенском райисполкоме Минска. На нем торговле якобы поставили задачу: белорусское продовольствие на полках должно занимать не менее 90 процентов, непродовольственные товары — не менее 70...

Новости магазинных полок

 

«Импорт в магазинах урежут до минимума», — статьи с таким выводом вышли на передовицах интернет–изданий. Информационным поводом послужило скромное совещание во Фрунзенском райисполкоме Минска. На нем торговле якобы поставили задачу: белорусское продовольствие на полках должно занимать не менее 90 процентов, непродовольственные товары — не менее 70...


Корреспонденты «СБ» попытались расследовать очередную «сенсацию».


Лариса Комарова, начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома, сообщила, что не присутствовала на упомянутом совещании: «Поэтому не могу что–либо комментировать».


Любовь Язэпчик, начальник управления организации потребительского рынка продовольственных товаров Министерства торговли, также воздержалась от комментариев, уточнив, что «нормативных документов, которые бы регулировали долю отечественных товаров, нет». Словом, опять секреты, которые по нашей традиции не являются ни для кого тайной.


Напомню, обязательная норма присутствия белорусской продукции в торговле была отменена постановлением Правительства три года назад. С тех пор формально магазины могут продавать отечественный и импортный товар в той пропорции, в которой захотят. На деле же, поговаривают, документы заменили устные рекомендации. Они в общем-то и  понятны: магазины должны продавать белорусское. Однако о столь высоких показателях (90 и 70 процентов) раньше речь не шла.


Председатель Республиканской конфедерации предпринимательства, директор сети продовольственных магазинов Виктор Маргелов присутствовал на совещании во Фрунзенском райисполкоме. Он подтвердил распространенную в интернете информацию.


По мнению г-на Маргелова, повсеместное замещение импорта отечественным товаром может дать неприятный побочный эффект: массовые шоп–туры за границу и расцвет контрабандных поставок. «Если покупатель отдает предпочтение, скажем, импортной стиральной машине или коньяку, он будет искать этот товар, пока не удовлетворит свой спрос, — считает г-н Маргелов. — А магазины, которым навязывается та белорусская продукция, которая не популярна, будут нести убытки. А вместе с ними и госбюджет».


Виктор Маргелов также высказывает сомнение, что квота по белорусским товарам будет выполняться всеми предприятиями торговли: «Если это небольшой магазин, особенно с государственной долей собственности, то его директора можно вызвать «на ковер» и «объяснить», что невыполнение доведенного показателя чревато увольнением или приостановлением лицензии. Но как удастся склонить в пользу белорусской продукции гипермаркеты и крупные торговые сети, принадлежащие иностранному капиталу?»


Вопрос интересный. Стоит напомнить, что прошлогодние визиты Комитета госконтроля в минские «Простор», «Корону», «Гиппо», «Соседи» и «Рублевский» показали: доля белорусского продовольствия на этих объектах лишь около 20 процентов, непродовольственных товаров — меньше восьми.


По мнению председателя Белорусского союза предпринимателей Александра Калинина, очень сложно представить, что белорусская продукция — как бы нам этого ни хотелось! — будет доминировать на полках гипермаркетов и торговых сетей, принадлежащих иностранным инвесторам: «Представим ситуацию. Торговый дом «Мiлавiца» в Москве построен за деньги нашего предприятия. И вот он получает разнарядку: на прилавках должно быть 70 процентов продукции ивановской текстильной фабрики. Абсурд?»


Председатель БСП убежден: чиновникам, курирующим торговлю, следует осторожнее относиться к экспериментам с иностранным капиталом. «В свое время зарубежные инвесторы, желающие строить в Беларуси современные «маркеты», получили серьезные преференции. Но что получило государство? По сути, торговые сети, построенные иностранным бизнесом, — это каналы реализации импортных товаров. В «российские» магазины завозится продукция преимущественно из России, в «литовские» — из стран Балтии. Это надо было предвидеть», — считает г-н Калинин. По его словам, самые выгодные условия должны предоставляться белорусскому бизнесу. «Я думаю, что только отечественные торговые сети способны отдавать предпочтение товару, сделанному в Беларуси. И их развитие нужно стимулировать в первую очередь», — полагает эксперт. Я с такой логикой согласен. Потому что уже не раз видел, как принимались не совсем продуманные решения, которые впоследствии тихонько отменялись. Вспомним хотя бы пресловутое постановление № 991, которое стало синонимом головотяпства. Тщательнее надо, товарищи, говорил когда-то сатирик Аркадий Райкин. И был прав. Конечно, надо заботиться о собственном производителе — святое дело! — но это будет эффективным лишь в одном случае: если товар будет лучше завезенного...


А некоторых наших чиновников хочется отослать к статьям «СБ», которые недвусмысленно называются «Время требует осмысленных действий».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter